Главная » Древлеправославие » Библиотека » Архиерей XXI века » Власть меняла обряды, проклинала обряды, боролась с обрядами, казнила за обряды – и нас же назвали обрядоверами

Материалы


Власть меняла обряды, проклинала обряды, боролась с обрядами, казнила за обряды – и нас же назвали обрядоверами

Интервью митрополита Андриана газете «Газета»

Вы согласны с тем, что вас называют старообрядцами?
Это вынужденное согласие. Само слово появилось во времена Екатерины Второй, законодательно закреплено Николаем Вторым и отражало позицию официальной Церкви и отношение светского общества. Мы же причисляем себя к исконному Русскому Православию, считаем себя Русской Православной Церковью, но для того, чтобы соблюсти самоидентификацию, вынуждены называться старообрядческой Церковью. Хотя на самом деле не обряд, и тем более не обрядоверие составляет суть наших верований, – они имеют более глубокие смыслы.

Почему вы так стойко держитесь за старую веру, ведь мир меняется, с ним упрощается и обряд?
Мы внимательно наблюдаем за процессами, происходящими в новообрядческой и других христианских церквах. И мы неизбежно приходим к выводу, что попытка компромисса с духом времени, приспособленчество неизбежно приводят Церковь к обмирщению (духовной секуляризации). Мы храним не только древнехристианские формы богопочитания – двуперстие, трехпогружательное крещение, хождение по солнцу – но и соответствующий евангельскому и святоотеческому учению дух любви, послушания, милосердия и всех христианских добродетелей.

Что столь радикального было в реформах патриарха Никона, что вызвало такое сопротивление народа – ведь и раньше книги исправляли?
Действительно, исправление богослужебных книг происходило на протяжении всей истории русской Церкви. Однако при патриархе Никоне произошло не исправление, а откровенная порча книг торопливыми иностранцами-справщиками. В качестве образцов были взяты низкокачественные издания, выпущенные в западных униатских типографиях, а потому само «исправление» обернулось переворотом, настоящей революцией в России. Эта реформа была не только богословски необоснованной, но и чрезвычайно грубой по форме. Именно поэтому она вызвала такое всенародное сопротивление. А «наисправляли» тогда так много, столько вздора внесли в богослужебные книги, что и до сих пор удивляются. Только в XX веке новообрядческая Церковь решилась удалить из богослужения такие фразы: «Молимся тебе, дух лукавый…» или «Запрещает тебе Господь, диаволе пришедый в мир и вселивыися в человецех». Изменения книг были настолько масштабны, что сейчас у нас с новообрядческой Церковью мало осталось молитв, которые произносились бы одинаково. Если даже нет смысловой разницы, то есть разница в произношении, в грамматике, в лексике.

Многие историки искали корень российских бед именно в расколе XVII века, считая русских фанатиками и начетчиками, отрицающими всякие перемены. Победители, кстати, все эти черты приписали вам. Ведь в школьных учебниках все представлено почти анекдотом: люди шли умирать, только чтобы не тремя, а двумя пальцами креститься. Чего власть добивалась?
В истории многое бывает связано с личностными особенностями. Никон обладал амбициозным характером и использовал этот момент в своих целях. Царь Алексей Михайлович был подвержен западным влияниям, желал сближения с Западом. Царь рассчитывал на особую роль возглавляемого им Православия в мире, видел своей целью византийский престол, а Никон – кафедру Константинопольского патриарха. Речь шла об искушении властью. Так началось «великое церковное преступление, с которого началась гибель России». Это слова Александра Исаевича Солженицына. Уже позже, в ссылке, Никон осознал, что начались такие последствия, на которые он не рассчитывал. Кстати, уйдя с патриаршей кафедры, он не только позабыл о реформах, но и сам стал печатать книги по старым образцам. А его последователи на голову старообрядцев свалили всю вину. Власть меняла обряды, проклинала обряды, боролась с обрядами, казнила за обряды – и нас же назвали обрядоверами.

Как раскол проявился в жизни людей – с чего началось несогласие?
Характерный эпизод произошел в самом начале церковных реформ. В кремлевском соборе служили вместе русские иерархи и греческие. Затем начался крестный ход. Русские пошли вокруг храма направо, посолонь, то есть по солнцу. Так на Руси ходили всегда – вслед за Солнцем-Христом. Греки же пошли налево. Два крестных хода сошлись за алтарями, как говорится, лоб в лоб, и кто-то должен был уступить. С одной стороны – русский царь, патриарх, весь сонм духовенства и мирян. С другой стороны – приехавшие за милостыней в Москву греческие архиереи. И в этот момент царь Алексей Михайлович дает команду русскому крестному ходу разворачиваться и идти назад. Отсюда и дальнейшие многочисленные отступления повелись.

Кто начал преследования старообрядцев – светская власть или духовенство?
При Алексее Михайловиче начался жестокий «искусственный отбор» – принимаешь новый обряд, значит, ты «свой». А выяснялось это по внешним признакам – по двуперстию, по произнесению Исусовой молитвы. (Кстати, многие не знают, что древняя ее форма «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго» на соборе 1666-67 годов была отменена.) На исповеди священники начали спрашивать: «Не исповедуешь ли в этой молитве Христа Сыном Божиим?» Многие верующие люди и сами приходили с челобитными к царю ради его вразумления, заявляли, что царь совершает раскол, нарушает завет своих предков. Всех тех. кто осмелился воспротивиться «генеральной линии», стали подвергать пыткам и преследованиям; делали это царские воеводы и чиновники. Так, например, государевы войска в течение десяти лет осаждали святую Соловецкую обитель, а после ее штурма почти вся братия и прочие насельники монастыря числом более 500 человек были подвергнуты особо жестокой казни. Но понятно, что идеологический заказ на эти преследования поддерживался официальной Церковью.

Старого обряда тогда держалось большинство народа, раскольниками считались сторонники нового обряда – так ведь? Почему теперь старообрядцы в меньшинстве?
Хотя главным исполнителем реформы считают Никона, но ведь за ним стоял царь, который эту реформу продолжил и после ссылки Никона. И именно государство проводило активную притеснительную политику. Позже царевна Софья издала известные своей жестокостью 12 статей, по которым даже того, кто в старом обряде раскается, полагалось причастить и «казнить смертию без всякого милосердия». Если в каком-то доме только укрывали старообрядца, то уличенного хозяина били батогами, ссылали, имущество продавали, детей рассылали по казенным местам. Так что православных людей просто физически истребили.

Ваши прихожане – это потомственные староверы, русские, с чистыми родословными с XVII века?
Вот каков он есть, народ, таков он и у нас. Мы различий не делаем. Но в основном, разумеется, старой веры держатся русские, среди которых есть и потомки старинных старообрядческих фамилий. В Казани, где я служил, есть приходы, где преобладают старообрядцы из татар.

Как старообрядцам удается передавать веру детям – ведь их мир влечет с удвоенной силой?
Мы и сами, когда были детьми, испытывали, как манит, влечет к себе этот мир – сад, полный запретных плодов. Трудно устоять. Современные дети не привыкли к ограничениям. Особенно чувствуется притяжение со стороны современной техники – плеера, телевизора, компьютера. Наши дети живут в этом мире, ходят в обычные школы, где нельзя избежать этого влияния. А мы, в меру своих сил, стараемся их предупредить об опасности, что их подстерегает. Мы стараемся их с детства приобщать к Церкви, тихому пристанищу для спасения. Конечно, многое зависит от личных качеств человека, но многое – и от семьи. Почитание родителей, библейская заповедь, – это очень важная часть воспитания.

Ведется ли у вас специальная работа с детьми?
Да, мы организовали несколько летних лагерей – в пригороде Казани, под Ржевом, еще несколько. Мы приглашаем всех, в том числе и не старообрядцев, но особенности богослужения оговариваются. На молитве, скажем, «гости» стоят в сторонке.

Что вы категорически не приемлете из современного повседневного обихода?
Скажем, осуждается смотрение непотребных передач по ТВ, но запрета на пользование современной техникой у нас нет. Новости или полезные передачи мы смотрим. Категорический запрет на «сикеру» – продукты перегонки спирта. Горилка, водка осуждаются, а вино – нет. Твердый запрет на табакокурение – это исторически сложившийся запрет, еще с XVII века, когда табак даже не курили, а «пили» – дым пропускали через кальяны, вода булькала, и русским некурящим людям казалось, что не дым глотают, а воду. Эти привычки завезли на Русь восточные патриархи и лжепатриархи, которые с кафедр своих были смещены, но приглашавший их царь Алексей Михайлович об этом не знал. Первым нелегальным торговцем табаком в Москве был извергнутый из сана митрополит Газы Паисий Лигарид. По тогдашним законам России за курение табака, между прочим, полагалась смертная казны в те времена наши предки чувствовали, что курение табака это не только тяжелое пристрастие, вид наркомании, но и деталь языческого культа, как это было в Южной Америке.

Евангелие у вас можно читать только по-старославянски?
В Церкви мы пользуемся старославянским текстом. Старообрядческого перевода на современный язык не существует, так как раньше он не требовался. Славянский знали очень хорошо. Теперь – другое дело, и мы не возбраняем своим верующим дома читать синодальный перевод. Но, возможно, появится и свой, старообрядческий перевод, Недавно, например, один из наших иноков, Алимпий, живущий одиноко в лесу, перевел на русский язык Псалтырь, сверив его с греческим оригиналом.

А причастие у вас отличается от господствующей Церкви?
Проскомидия у нас совершается на семи просвирах, а у них на пяти. Никон, заменяя древнее новым, стремился все уподобить современным ему грекам, но не успел он сделать обряд идентичным, как греки вскоре перешли к служению на одном хлебе, но с пятью печатями. Так что теперь новообрядческая Церковь так и осталась – и не по-старому, и не с греками.

Ежегодно в страстную субботу в Иерусалиме на гробе Господнем происходит чудесное схождение огня – как вы относитесь к этому явлению?
Неоднозначно. Бог совершает чудо по вере, а не по расписанию. Этот вопрос и в новообрядческой Церкви в начале XX века поднимался и в греческой Церкви, так что мы в своих сомнениях не одиноки. Вообще, сегодня как-то стало модно к месту и не к месту обсуждать всякие чудеса и знамения. Так, например, о мироточении своих икон рассказывают и новообрядцы, и католики, и даже члены Богородичного центра. К подобным знамениям надо относиться с великой осторожностью.

Политическая концепция «Москвы – Третьего Рима» возникла за полтора века до раскола. Как вы оцениваете ее реанимацию в наше время?
Так ведь кто ставит сейчас этот вопрос? Да кто угодно! Теперь все государственники – и министры, и рядовой чиновник, и угодливый журналист.
Духовно-политический центр мирового Православия переместился в Москву в дореформенное время, а потом произошла существенная деформация.
Москва была Третьим Римом, но сейчас этой высоты духа мы уже достичь не можем. Надеемся хотя бы сохранить имеющееся, а уж до святости Древней Руси – далеко.

Православные фундаменталисты все громче говорят, что Иван Грозный – святой царь, несправедливо оклеветанный, – старообрядцы согласны с таким его образом?
Я читал статьи, книжки, в которых Ивана Грозного пытаются оправдать. Там утверждается, что он и сына не убивал. На слово поверить этому трудно, нужны исследования, а документов нет. Для нас Иван Грозный – это предпоследний царь из рода Рюриковичей. Именно при нем, когда он был молод и еще не был Грозным, состоялся знаменитый Стоглавый собор, на решения которого до сих пор опираются старообрядцы: «аще кто не крестится двема персты да будет проклят». Именно он отказался от претензий на византийское наследство, устоял перед этим искушением, которое возникло во времена его деда и отца. Беседуя с папским послом, он исключил возможность участия Руси в глобальном проекте подчинения всех православных земель русскому царю. «Данным от Бога мы довольны и более земель мне не нужно» – так он сказал. В этом он для нас является фигурой привлекательной. Но в целом нам ближе позиция митрополита Филиппа, еще одного участника Стоглавого собора, который не стал покрывать царские грехи.

Среди православных уже много лет распространен призыв к отказу от ИНН и прочих «печатей антихриста» – вы разделяете такое настроение?
Этот призыв нас тоже коснулся. Неоднократно из новообрядческой церкви к нам приходили разного звания люди и говорили: «Мы боремся с антихристом. А вы, старообрядцы, почему молчите?» У нас были созданы две комиссии: одна критически относилась к ИНН, члены другой не видели в нем особой беды. По результатам этих докладов двух комиссий наш собор рассмотрел весь круг вопросов, и уже в 2001 году была выработана концепция. Соборне определено, что ИНН – это еще одно средство контроля государства за человеком. Мы считаем, что штрих-коды, ИНН и прочие явления этого ряда не являются непосредственно печатью антихриста, но являются предвестием его прихода, которого не избежать. Приятие или неприятие этих внешних признаков собор доверил совести каждого христианина по совету его духовного отца. Но вопрос об ИНН затрагивает не только эсхатологические глубины, но и простую нравственность человеческую. Есть какая-то нечестность в том, что христианин, оставаясь в обществе и пользуясь его благами, отказывается от ИНН и не платит налогов. Если человек хочет скрыться от этих признаков антихристова пришествия, то, мне кажется, выход только один: удалиться из мира, и подальше. Но таких людей, которые все бросают, не так уж много – встречаются в основном любители бороться без ущерба для себя.

Разве вы однажды уже не признали антихриста в обличии патриарха Никона?
Некоторые старообрядцы-беспоповцы признавали. Они сочли, что последние времена уже настали, что священство кончилось. Кончилась литургия, и прекратилось таинство евхаристии. А протопоп Аввакум, например, в этом был с ними не согласен. И наши отцы не согласились. Я не буду приводить сейчас всю аргументацию – полемика между нами шла веками, – но из Священного Писания достаточно видно, что Жертва не прекратится до скончания мира. Но даже и в ходе полемики мы относимся к беспоповцам дружелюбно – они разделили с нами участь гонений, трудные времена. И с сочувствием – ведь многие из них ныне утрачивают связь друг с другом, как Лыковы, например, которые жили в глуши, пока их совсем не извели.

Еще с XIX века идет молва, что Серафим Саровский был тайным старовером, вы его признаете?
Серафима на иконах часто изображают с лестовкой – старообрядческими четками. Это, конечно, требует объяснения. Но никакого внятного, доказательного объяснения нет. О Серафиме передают много противоречивых сведений, например, будто за двуперстие его братия из монастыря побила и выгнала и так далее. Но, с другой стороны, известны его очень критические высказывания о старообрядцах – где тут правда, где ложь? Вроде и жил он не в незапамятные времена, но сведения, передаваемые о нем, вызывают много сомнений. Возможно, не все еще документы опубликованы. Для нас его фигура убедительной не является. А нам всегда его приводят как символ истинности ново-обрядческой Церкви – вот, есть у нас Серафим Саровский, а если вы и Серафиму не верите, то во что вы тогда вообще верите? Как будто до него не было ни апостолов, ни древних русских светильников веры.

Общие святые у вас есть с господствующей Церковью?
Сергий Радонежский, Кирил Белозерский, святые благоверные князья Борис и Глеб. Все древнерусские дораскольные святые. Но есть и современные примеры, когда старообрядческие святые равно почитаются и новообрядцами. Здесь я бы вспомнил Аркадия и Константина, шамарских чудотворцев. Они жили в пустыньке в нескольких километрах от станции Шамары под Екатеринбургом. Эти два старообрядческих священноинока пали от руки душегуба, и позже Господь прославил место их подвига и упокоения различными чудесами. За телесным и духовным исцелением идут к их могиле все – и наши, и не наши. Так что есть и общие.

О старообрядцах если что и знают, то по книжкам Мельникова-Печерского. Много там правды?
Он описал староверов не совсем честно, скорее предвзято. Ведь он занимал должность чиновника по особым поручениям Министерства внутренних дел и по своему долгу боролся со старообрядчеством. Разорял керженские скиты, которые до него недоразорили. Одних только медных застежек и жуковин от сожженных им книг в Керженских скитах набралось под два пуда. Из всего того, что я читал, только Солженицын писал правдиво и, можно сказать, самокритично, так как он принадлежит к господствующей Церкви, и ее призвал к признанию гонений и к тому, чтобы слова покаяния в них были произнесены вслух.

Самое знаменитое старообрядческое имя – боярыни Федосьи Морозовой. Ее образ совпадает с вашими книгами?
Боярыню Морозову представляют у нас по картине Сурикова. Суриков изобразил так, что, раз увидев, вряд ли забудешь, но на самом деле это не та боярыня Морозова. Та была молодая, цветущая, статная женщина, а не исступленная старуха. Говорили – «кругла ликом». Рода она была знатного – за столом третьей от царя сидела, дом в Кремле, недалеко от царских палат. За веру, за свои убеждения – все отдала: и дворцы, и червонцы. В одной сорочке осталась. По царскому приказу ее вместе с княгиней Урусовой заморили голодом. А перед смертью – самый жестокий удар. У нее был десятилетний сын, Иван, который зачах без матери, когда она медленно умирала в земляной яме в Боровске. Я вижу в этом пример жертвенности. Никто не называет Джордано Бруно изувером за то, что он погиб за свои убеждения. Никто не называет диким поступок жен декабристов, добровольно выбравших каторгу. Пора и в образе боярыни Морозовой увидеть красоту человеческого духа, его торжество над плотью.

Разве не было покаянием примирение с единоверцами в XIX веке и признание уже в 1971 году старых обрядов спасительными?
Единоверие было специально создано для присоединения старообрядцев к синодальной Церкви. Единоверцам дозволили сохранить старые обряды в обмен на подчинение Синоду. Но было ли это примирением? Скорее – поглощением. Признание же на соборе РПЦ 1971 года равночестности новых и старых обрядов догматически бессмысленно. Подобная схема впервые была предложена католиками еще несколько веков назад. Во время создания унии они предлагали признать равночестными все виды обрядов, и в первую очередь восточный и западный обряды. В православном вероучении нет разделения на внешнюю сторону священнодействия (обряд) и внутреннюю, а потому при перемене внешней стороны несомненно искажается или вовсе теряется внутренняя, духовная ипостась священнодействия или таинства.

Рябушинские, Гучковы, Морозовы – это старообрядческие семьи?
Рябушинские – из наших, из старообрядцев белокриницкой иерархии, а Гучковы – из беспоповцев, позже потомки Гучкова приняли единоверие. В роду купцов Морозовых были старообрядцы разных согласий. Знаменитых купцов-старообрядцев было множество. Рахмановы, Шибаевы. Кузнецов – «король фарфора». Козьма Терентьевич Солдатенков, один из самых щедрых благотворителей. Бугров, Сироткин – два поволжских великана – владельцы пароходов и хлеботорговцы.

Правда ли, что многие староверы деятельно участвовали в февральской революции, да и к большевикам пошли?
Известно, что Александр Иванович Гучков, лидер партии октябристов, был военным министром во Временном правительстве. Он был из четвертого поколения рода старообрядческих купцов, его братья – московский городской голова и известный журналист – все они уже далеко отошли от веры отцов, их только по происхождению можно называть старообрядцами. Роль старообрядческих купцов в большевистском движении слишком выпячена. Обычно приводят в пример Савву Тимофеевича Морозова. Он был эксцентричный человек, но деньги большевикам он давал не по политическим причинам. А вот Павел Павлович Рябушинский субсидировал Корнилова и Каледина в их борьбе с большевиками. Об этом вспоминают нечасто.

Как старообрядцы отнеслись к прославлению последних Романовых в сонме мучеников?
Император Николай II и старообрядцы – это вообще большая тема. Например, мало кто знает, что в его личной охране служило много казаков-старообрядцев. Но это частности. Главное же – он первым провозгласил в России свободу вероисповедания. Я имею в виду его Манифест «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года, 100-летнюю годовщину которого мы готовимся отметить. Этот день незабываем в истории старообрядчества. На Пасху 1905 года со святых алтарей многих старообрядческих храмов были сняты печати, наложенные за полвека до того, чтобы прекратить совершение литургии в старообрядческой Церкви. И век спустя мы благодарны царю за это его деяние, которое не будет забыто, и Богу. Это первое, что нужно отметить. Второе – это его канонизация. Мы не можем касаться вопроса о его прославлении, так как он не принадлежал к нашей древлеправославной старообрядческой Церкви. Но мы знаем, конечно, что в самой Московской патриархии были разные мнения, была дискуссия, которая даже выливалась на страницы газет. В нее мы не вмешивались тогда, не считаем корректным вмешиваться и сейчас.

Ваших иноков за ваххабитов не принимают?
Если учесть, что наши иноки выглядят, как на картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею», и, бывает, ходят без документов, то случаются неприятности. Особенно если в московском метро на глаза патрулю попадается человек с бородой, с надвинутым на глаза капюшоном-каптырем, а в сумке – толстая старинная книга.

Ведь многие ваши общины жили среди мусульман – и в Румынии, и на Кавказе, и в Турции. Как отношения складывались?
Где бы ни жили старообрядцы – в любом краю, в любой стране, – они везде прекрасно уживались с местным населением. Трезвые, работящие – везде приходились ко двору, только собственные братья на родине их гнали. Да что говорить – я сам жил среди мусульман в Татарии. У нас складывались добрососедские отношения, они с нами контакты поддерживают охотно. Я заметил, что они вообще старообрядцев среди христиан особо выделяют. Они нас считают борцами за истину, чистоту, в чем видят некую общность между нами.

Каково ваше отношение к возможному визиту Папы Римского в Россию?
У нас никогда раньше не было соприкосновений с Римской католической Церковью, хотя она, в отличие от Московской патриархии, признает преемственность и законность старообрядческой иерархии. Но в последнее время произошло событие, которое взволновало старообрядцев. В Казани местные власти выделили землю для строительства католического костела в непосредственной близости от нашего храма. Как епархиальный архиерей, я обращался к властям, чтобы решение о выделении именно этого участка земли было пересмотрено. К нашим возражениям, однако, никто не стал прислушиваться, но ведь совершенно очевидно, что храмы различных конфессий нельзя располагать в ряд, как жилые дома. Порой нам кажется, что это сделано специально, чтобы перессорить между собой разные христианские исповедания на глазах мусульман, живущих в Татарии. Мы против того, чтобы в России продолжались старые или возникали новые конфликты на религиозной почве. Политики в этом вопросе должны проявлять благоразумие. А отношения с католической Церковью – во все времена были государственной политикой, к которой старообрядцев никогда не допускали.

Казанскую икону, которую Папа собирается вернуть, вы тоже ждете? Говорят, что ту, чудотворную, икону чуть ли не по заказу старообрядцев украли?
Вообще в Казани известно, что вор украл икону ради оклада, а не по заказу. Саму икону он сжег в печке. Тот образ, который был в Казани обретен, утрачен. Другое дело, что были и другие чудотворные списки, а политические игры с возвращением списка нас тоже настораживают.

Владимирская икона ведь такая же «наша», как и «ваша» – вам что-нибудь вернули из древних святынь? Вы можете пойти в храм нового обряда и ее увидеть, или это не считается правильным?
Лицезреть святыню полезно, где бы она ни находилась. Хоть в музее Ватикана. А что касается возвращений древних реликвий, то, конечно, все преимущества не у нас. Даже возврат так называемого конфиската, среди которого большинство икон выкрадено именно из наших храмов, идет вовсе не к нам. А определить икону легко, поскольку дореформенные надписи делались по-другому. Наши храмы, особенно в деревнях, ограблены уже по 10-15 раз, а возврат найденных икон подчас идет в храмы Московской патриархии. Их батюшкам зачастую и не нравятся наши иконы – темные, потертые и живопись некоторым кажется невыразительной. Но государство возвращает им, а у нас иконостасы стоят с пустыми фанерными вставками.

Почему старообрядцы не входят в нынешний Президентский совет?
Это не наш выбор. Мы не уходили из совета, просто увидели, что в новом составе совета представителя от нашей Церкви нет. Впрочем, президент волен сам решать, с кем он хочет советоваться, чей голос он хочет услышать. Странно только, что прежде никто не вычеркивал нас из состава традиционных конфессий, а теперь исключили, как и баптистов. Католики есть, лютеране – тоже, пять архиереев РПЦ, три раввина, три муфтия, нас – нет. Может, это какое-то недоразумение?

Есть ли старообрядцы во власти?
Таких данных у нас нет. Иногда мы узнаем, что имели «своего человека» наверху, только когда он уже с властью попрощается. Вот, например, бывший начальник охраны первого президента России Александр Васильевич Коржаков, сейчас известный в стране человек, построил прекрасный храм в своей родной деревне, где его мать прожила всю жизнь и сохраняет старую веру.

А как вы друг друга узнаете?
Кроме двуперстия и бороды? По говору: Исус мы произносим, а не Иисус, Никола, а не Николай. Мы говорим не «спасибо» и не «Спаси Господи», а «Спаси Христос». Если человек так поблагодарил, то с большой долей вероятности он – наш. И Спаси Христос Вас за беседу.