Главная » Древлеправославие » Апология старообрядчества » СОЛОВЬЁВ В. С. (1853-1900) — русский религиозный философ, поэт и публицист

СОЛОВЬЁВ В. С. (1853-1900) — русский религиозный философ, поэт и публицист

 Владимир Соловьев

      «Гораздо прежде, чем литературная школа славянофилов высказала мысль о русском пути, оставленном в России, мысль эту исповедали и даже претерпевали всякие мучения и казни многие тысячи русского народа, и доныне эта мысль составляет коренное убеждение значительной части русского народа… значительной и по качеству — живости высших интересов, честности, трудолюбию, значительной и по количеству, превышающему десять миллионов. Но вопрос о русском пути ставится и решается этими людьми несколько иначе, нежели славянофилами.

      По общей теории славянофилов русский путь был оставлен при императоре Петре I, по убеждению же той части русского народа, о которой я говорил, русский путь был оставлен при патриархе Никоне. Вы понимаете, что это не есть вопрос хронологии, а равно и не вопрос личностей.
      Петр Великий — это государственная власть, ставящая себя вне народа, раздвояющая народ и извне преобразующая быт общественный, грех Петра Великаго — это насилие над обычаем народным во имя казенного интереса — грех тяжкий, но простительный.
      Патриарх Никон — это церковная иерархия, ставящая себя вне Церкви, извне преобразующая быт религиозный и производящая раскол, грех здесь — насилие жизни духовной во имя духовного начала, профанация этого начала — грех против Духа Святаго…
      Образцом Петра Великаго была протестантская цивилизация германских народов, образцом Никона было папство…
Никонианство состоит, конечно, не в трехперстном сложении и не в трегубой аллилуйе, оно состоит в том ложном римском начале, по которому Истина и Благодать Христова, будучи собственностью и привилегией церковной иерархии, могут принудительно навязываться ею остальной церкви как безгласному стаду, и религиозное единение всех может достигаться средствами насилия…
      …Но когда власть духовная, носящая на себе Образ Христов, сознательно действует вопреки Духу Христову, она бесповоротно осуждает себя…
      Несмотря на весь погром Ивана IV, русский народ остается спокоен. Страшен царь, да милостив Бог. Еще можно было жить при царе Иване IV. Отчего же через 100 лет при «тишайшем» Алексее Михайловиче, народ вдруг почувствовал, что жить нельзя,, и в отчаяньи стал бегать по лесам и болотам, засел в трущобах и полез на горящие костры? Что такое случилось? А случилось то, что представители духовного начала изменили этому началу, архиереи уклонились в латинство, не стало истинной духовной власти в России, наступило царство антихристово. На престол митрополита-мученика сел патриарх-мучитель — и народ, терпеливо сносивший страшные мучительства царя Ивана, не вынес ничтожных сравнительно мучительств патриарха Никона…
      Отрицательная сторона петрова дела не представлялася ему (народу) чем-то самостоятельным, он видел в ней лишь продолжение никонова дела, и если некоторые раскольники считали Петра Великаго антихристом, то лишь по наследству, потому что начало антихристова царства, по общему убеждению в расколе, было положено в 1666 году… Если Петр Великий вводил большею частию вещи несомненно полезные, то решительно нельзя сказать: с какой точки зрения полезнее произносить Иисус вместо Исус или выпускать «аз» и слово «истиннаго» в Символе Веры».