Главная » Знаменное пение » о. Аркадий Кутузов. Знаменный распев старообрядцев Дальнего Востока как сохранение певческой культуры Древней Руси

Материалы


о. Аркадий Кутузов. Знаменный распев старообрядцев Дальнего Востока как сохранение певческой культуры Древней Руси

Священник Аркадий Кутузов.

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ СТАРООБРЯДЦЕВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА КАК СОХРАНЕНИЕ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Освоение дальневосточных земель проходило в конце XIX – начале  ХХ в. выходцами из центральной России, Украины, Белоруссии и ближнего зарубежья. В истории заселения и освоения Дальнего Востока России  старообрядцы заслужили славу наиболее передового хозяйственного элемента дальневосточной деревни. Они придерживались традиционных патриархальных взглядов в сфере религиозной и семейно-бытовой жизни, а также выступали хранителями русской певческой традиции.

С 1908 по 1910 г. в Приамурье переселялись старообрядцы Австрии и Румынии, желающие возвратиться в Россию. В 1909 г. прибыло 2 тыс. человек из Румынии. Подавляющая часть зарубежных старообрядцев поселилась в основном в Амурской области. Несколько семей старообрядцев Марковых осели на р.Талка около Хабаровска. Потомки тех переселенцев составляют ядро старообрядческой общины в наши дни. Старообрядцы принесли с собой из Румынии древнерусскую форму песнопения, живую песенную практику. В российской культуре знаменный распев дальневосточных старообрядцев является, без сомнения, уникальным явлением. Пение по крюкам присуще только старообрядцам и органически связано со всей церковной жизнью. По сути, знаменный распев дальневосточных старообрядцев есть сколок допетровской Руси.

Знаменный распев является мощным пластом певческой культуры Руси. К сожалению, в Хабаровске знаменный распев не исследуется специалистами певческого искусства. Автор выражает надежду, что статья послужит делу изучения этого уникального явления и предлагает прежде всего выяснить смысл знаменного распева.

Рассуждая о красоте знаменного распева, этого монументального свода мелодических сокровищ, как о нем отозвался известный музыковед Б.В. Асафьев, необходимо коснуться самого понятия Красоты, Прекрасного как такового.

Если определить Красоту, как порядок, то мы придем к иерархичности образов Красоты и неизбежному разделению их на высшие и низшие. Это разделение очевидно в духовной и в материальной сферах. Вполне вероятно, существует Красота высшая и низшая и в своем существе они не меняются. Но человеческое восприятие Красоты субъективно и зависит от меры способности и старания, а также желания индивидуума воспринимать ее. В рамках материализма Красота связана с тем, что нравится, вызывает наслаждение, удовольствие, моральное удовлетворение и становится понятием субъективным. В понимании христианском, православном, Красота – одно из Имен Божиих. Божественный муж Дионисий Ареопагит воспевает Бога Красотой, Сверхпрекраснейшим, Источником, Началом и Причиной прекрасного, от Которого всему предается очарование. Всякое Божие создание причастно Божественной красоты в своей мере и как бы носит на себе печать своего Творца. Здесь Бог невидимый, Творец Вседержитель,   Создатель есть Абсолютная Красота красоте видимого мира. Православие понимает Красоту как святость. Святость же человека, в понимании христианском, заключается в любви к Богу, хождение в Боге, любви к  ближнему. Святость, по свидетельству преподобного Иоанна Домаскина – это любовь к Богу и любому Его созданию, независимо от его состояния.

Уже в первохристианской церкви возникла возвышенная форма духовной жизни, которая стала называться монашеством или иночеством. Здесь христианин отделялся то всего, что могло отвлечь его от Бога и общения с Ним. По мере своего горячего устремления к Богу, Источнику Красоты, многие монахи получили дар отражать в себе красоты невидимого мира и переносить их в звуки. Преподобные Иоанн Домаскин, Козма Маиумский, Роман Сладкопевец и другие святые мужи  вынесли из монашеского подвига для нас сокровище горнего мира – знаменный распев.

Наверное, прежде чем говорить подробнее о знаменном распеве, надо обозначить главную и фундаментальную духовную природу древнерусского духовного пения. Знаменный распев создавался людьми святейшей жизни, истинной веры. Он, как из чистейшего источника, вытек из Источника Красоты, живущего в сердцах песнописцев. Знаменный распев, пропитанный в своих творцах Словом Божиим и истинно христианской жизнью, стал как и древняя икона, отражать материальными средствами Славу и Красоту Божию. Поэтому-то и можно назвать знаменный распев богословием в звуках. 

Теперь необходимо отметить эстетические составляющие красоты знаменного распева. Для раскрытия этого вопроса придется пользоваться музыковедческими терминами. Итак, в процессе исследования знаменного распева наметились пять узкомузыкальных эстетических составляющих, которые и придают древнерусскому церковному пению неповторимый колорит: 1) гармоническая разомкнутость мелодических структур, 2) одноголосый стиль пения, 3) модальная музыкальная система, 4) чистый диатонический звукоряд, 5) асимметричность знаменных ритмоформул.

Теперь по порядку о каждой.

Гармоническая разомкнутость мелодических структур. Если западноевропейские музыкальные структуры тяготеют к замкнутости и закрытости, то, как говорит Мартынов, “любая знаменная структура, какой бы завершенной она ни казалась, всегда будет являться лишь элементом структуры более высокого порядка”. Нередко песнопения заканчиваются на неустойчивой ступени, что создает в сочетании с Божественным текстом чувство “бесконечности” воспеваемой темы.

Одноголосый стиль пения.  Одноголосье создает плоскостную, а не объемную музыку, иконописную, а не живописную, и способствует отвлечению внимания от видимого мира. Особенно ярко выражена функция одноголосия, как интровертирующая внимание при восприятии в так называемых “фитах”. Фита – это долго распеваемая последняя гласная одного из слов Богослужебного текста до 3-4 строк. По словам Б. Кутузова, фита есть как бы выход за пределы слов и понятий в свободное калофоническое парение мелодии, выражающее состояние мистического восхищения.

Модальная музыкальная система. В отличие от мажорно-минорной европейской системы модальность знаменного распева, т.е. нейтральность музыкальной ткани для определения конкретной тональности, эмоционально стабилизирует восприятие текста. Здесь нет ярких мажорно-минорных тем. Переливаясь в модальной системе, они создают неповторимый объем гармонических форм.

Чистый диатонический звукоряд. Именно он придает знаменному распеву мужественный характер. Напрасно мы будем искать игру эмоциональных тонов в древнерусском церковном пении. Он, как и древняя икона, не стремится расчувствовать верующего. Именно по этой причине знаменный распев крайне сложно приживается в среде, где преобладает эмоционально-чувственная форма восприятия красоты. Общее направление развития церковного пения с самого начала было дано отцами церкви. Хроматические напевы изгонялись из богослужения. Святитель Климент Александрийский говорил: “Должно гнать возможно дальше от нашего мужественного умонастроения изнеженные гармонии…”. Хроматический звукоряд, как обладающий “нежной прелестью”, вполне соответствовал задачам светской музыки: доставлять наслаждение слушателям и возбуждать в них, по словам Декарта, “различные аффекты”. Одноголосый же знаменный распев обладал и обладает особенным свойством концентрировать внимание, собирать рассеянный по предметам внешнего мира ум человека, очищая его от духовно-душевно-телесных комплеков или страстей.

Асимметричный ритм. По словам профессора Московской консерватории Валентина Холопова, “знаменные ритмоформы не имеют аналогов в современной им западноевропейской ритмике. Акцентность знаменного распева исключает все, что связано с телесными движениями, хореографией, пантомимой, ударностью, инструментальной артикуляцией… Она имеет исключительно голосовую, певческую природу”. Если симметрический ритм несет в себе динамику ритмического движения, плясания, “пульс плоти”, то асимметрия ритма знаменного распева совершенно отрешается от них.

Все эти особенности вместе создают неповторимую гармонию духовных песнопений знаменного распева, которые служат воспитанию, духовному очищению и даже, по словам опытных вокалистов, телесному исцелению, возвышая тримерию человеческого существа к первопрекрасному источнику Красоты – Своему Создателю.

Современная живая певческая практика убеждает, что южнорусская форма допетровской певческой культуры, привезенная переселенцами из Румынии, сохранена их потомками и до сих пор сберегается. Это еще раз подтверждает необходимость изучения живой практики древнерусского певческого искусства, в полной мере сохранившегося в традициях современного дальневосточного старообрядчества.

Источники.

1. Алексеева Г.В. Крюковая азбука Приморья (вопросы сохранения певческих традиций) // Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока. История и современность. Местные традиции. Русские и зарубежные связи: Мат-лы II межд. научн. конф. (6 – 10  сент. 1999, Владивосток). – Владивосток : Изд-во Дальневосточного Ун-та, 2000. – С. 144 – 153.2. Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. -М., 2000.-С.47-48.

3. Иванова А.В. Система знаменной нотации в певческих книгах XIX-ХХ вв. Поповская и беспоповская традиции //Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: Мат-лы III науч.-практ. конф. (26 – 28 июня 2001. Улан – Удэ). – Улан-Удэ: Изд – во БНЦ СО РАН,  2001. -С. 39 – 40.

4. Ладыжец Н.В. Каноничность  как принцип музыкального мышления  старообрядцев // Старообрядчество : история…- Улан-Удэ, 2001. -С. 32 – 35.

5. Лобанов В.Ф. Старообрядчество на Дальнем Востоке // Очерки истории родного края. – Хабаровск, 1993. – С. 128-149.

6. Федоренко Т. Г. Церковно-певческая культура староверов Алтая // Старообрядчество Сибири… – Владивосток, 2000. – С. 220 -229.