Главная » Знаменное пение » И.Н. Заволоко. Святые отцы о богослужебном пении

Материалы


И.Н. Заволоко. Святые отцы о богослужебном пении

И.Н. Заволоко

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О БОГОСЛУЖЕБНОМ ПЕНИИ

Пение — самая существенная часть богослужения. С времен апостольских ему усвоялось самое высокое благодатно-воспитательное значение. Св. апостол Павел видит в духовном песнопении одно из средств к возгреванию даров Духа Святого. «Исполняйтесь Духом, — пишет он, — назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Ефес. 5. 18-19). Отцы Церкви всегда смотрели на духовное пение, как на один из лучших проводников в умы людей познаний о Христе, как на одно из самых действенных средств к назиданию христиан, к наставлению их в истинах христианского вероучения. При помощи пения отцы Церкви весьма успешно боролись с еретиками. Так, в Константинополе св. Иоанн Златоуст противопоставил арианам певцов из своей паствы.

То же сделал в Сирии св. Ефрем Сирин против последователей еретика Вардесана и ученика его Армения. В Александрии много заботился об улучшении пения архиепископ св. Афанасий Великий. Насколько  песнопение, можно судить по следующему случаю. Ариане послали однажды воинов в церковь, чтобы схватить там св. Афанасия. Воины вошли в храм, но пораженные красотою песнопения (св. Афанасий пел в это время псалом, а народ подпевал стих «Яко в век милость Его») застыли в неподвижности. Не дерзнув прервать священное благоговение, они оставили храм.

И действительно, церковное песнопение, когда оно исполняется с известным благозвучием, способно возродить человека, возбудить в нем благодатные силы. «Что такое пение мое? — спрашивает св. Златоуст. И отвечает, ― Слава моя, похвала моя, украшение мое, знаменитость моя. Ибо не только избавляет от бедствий, но и делает блистательными и знаменитыми, подавая спасение вместе с славою»1. «Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто не отрешает от земли, — говорит он в другом месте, — как пение стройное»2. «Настроившись на мелодии слов — говорит св. Афанасий Великий, — душа забывает о страстях, с радостью взирает на ум Христов и помышляет только о всем лучшем»3.

Блаженный Августин, слушая однажды богослужение в александрийской церкви, плакал и так отзывался о нем: «Трогательные звуки поражали мой слух, а истина, заключавшаяся в них, проникала в мое сердце и возбуждала благоговение». «Господь установил пение псалмов, дабы диавол не развращал людей сладострастными песнями…» «Поющия бо (Божественное) Духа Святаго исполняются, якоже мирския песни наводят духа сатанинскаго», — говорит Иоанн Златоустый4. Истинное пение должно быть благообразно. «Желаем, — говорят отцы св. шестого Вселенского собора, — чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественнаго крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного

______________________________________________________________

1 Толкование Псалтыри. Евфимия Зигабена. Киев, С.926.

2 Обзор песнопений. Филарета, архиеп. Черниг., С.140.

3 Там же.

4 Беседы на 14 посланий ап. Павла.