День первый
Утром наш поезд прибыл в город Киров. Все прибывшие испросили благословения у владыки Андриана и мы отправились дабы присоединиться к группе паломников ожидающих нас. Они начали свой путь еще в 5 утра, по пути остановившись в храме преподобного Трифона), и, приложившись ко святым мощам, теперь ожидали нас.
Соединившись вместе, крестный ход начал свой путь по улицам Кирова. Торжественное шествие вдоль трассы с хоругвиями, крестом, иконами, пением не могло оставить равнодушным внимание горожан. Встречные прохожие с удивлением оглядывались, кто-то приветствовал, кто-то просто смотрел и вслушивался в мелодичное пение шествующих. Благодаря сопровождению работников ДПС участники крестного хода беспрепятственно преодолели этот сложный отрезок пути. Сложный – именно по причине чрезмерного внимания, насыщенного движения и придорожного шума.
Достигнув первого привала люди с удовлетворением отметили, что наконец вышли за черту города. Нашему взору предстал великолепный вид «русских просторов». Поля, река Великая, лесные массивы вдали и ясное небо над головой… Сама природа радовалась и встречала паломников чудными видами и великолепной погодой.
Участники предыдущих крестных ходов прекрасно помнят прошлогодний, поистине «крестный ход», запомнившийся суровыми испытаниями – дождливой погодой, холодом и прочими трудностями.
Далее путь пролегал вдоль трассы. Надо отдать должное о. Глебу и Никите Бобковым, которые неустанно следили за тем, чтобы никто случайно не отстал или не вышел на дорогу. Когда же изнуренные палящим солнцем паломники вступили в лесное «царство», то щедро были вознаграждены за труды упоительной прохладой, тишиной и величием царственных сосен, берез, ароматами трав и мхов. Правда, тучи комаров явно обрадовались нашему появлению и встретили нас весьма «гостеприимно».
Преодолев значительную часть первого дня пути, мы вышли по проселочной дороге к уже знакомому нам железнодорожному мосту, перекинутому через широкую реку. Здесь нас ждали «бойцы невидимого фронта» – труженицы-повара, с любовью и усердием приготовившие нам трапезу.
Помолившись, что называется, «едиными усты, единым сердцем», настолько торжественно звучала молитва «Отче Наш…» паломники приступили к трапезе, а затем каждый получил возможность несколько отдохнуть. Ребята попрыгали в реку и, словно дети, резвились в воде, а девушки скромно ходили вдоль кромки воды, лишь слегка омочив ноги: не смотря на изнуряющую жару, скромность возобладала над желанием освежиться. Кто-то укрывался от палящих лучей в раскидистых ветвях прибрежных ив. Но вот раздался возглас, и, завершив привал общей молитвой, мы снова отправились в путь.
Во все время пути, практически не прерываясь, лилось стройное пение, иногда сменяемое чтением псалмов, канонов и т.д. Вот звучит звонкий как ручей голос Аннушки Терентьевой, читающей псалом, а вот глубоко, проникновенно, строго и поучительно читает чтец Петр Долнаков поучение. Затем поочередно поют хоры, то изящный женский, то торжественно величественный мужской. Но вот… все остановились и в полной тишине мы слышим молитву Первосвятителя за нас, за весь народ христианский, благоговейно склоняемся под благословение и продолжаем путь.
Первый день пути подошел к завершению. Мы пришли в город Мурыгино примерно около 19.30. Помолившись, преосвящейнейший владыка Андриан обратился к паломникам. Его проповедь была краткой, но весьма содержательной, полной отеческой любви и заботы. Владыка призывал паству к терпению и смирению, к кротости и воздержанию, даже в отношении смеха. Поблагодарил тех, кто, несмотря на трудности, решился повторить этот путь, приободрил тех, для кого этот крестный ход был первым, поделился своими впечатлениями. Утружденные шествием паломники с особым вниманием прислушивались к каждому слову. На тот момент никто и не мог себе представить, что эта проповедь была последней.
Однако путники, несмотря на усталость, еще долго не укладывались. Кто делился своими впечатлениями, кто гулял по вечерним улочкам, кто пошел купаться в теплых водах реки Великой. Суетливые бабушки, словно наседушки над цыплятами, все помогали тем, кто нуждался в помощи, кому больной палец перевязать, кому промыть и обработать царапины или еще какие досадные мелочи.
День второй
День начался с подъема в 4 утра. Торжественная процессия во главе с митрополитом отправилась в путь по ещё спящим улочкам. Раннее утро, лучи восходящего солнца, туман над полями. Впереди идет свещеносец со свечой, несут иконы, хоругви, крест. Чтец Алексей читает полуношницу, и так прочувствованно и глубоко звучат слова «…отврати Лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти…».
Земля под ногами становится все более песчаной. Белый сухой песок превращается в истинное испытание, как на прочность обуви, так и на выносливость наших утопающих в нем ног. Солнце, так радовавшее нас в начале крестного пути, постепенно поднимается все выше, зной становится все нестерпимее. Нельзя сказать, кому труднее было вынести это испытание: певчим, задыхающимся от клубов поднимающейся из-под ног белой песчаной пыли, пожилым людям, особенно тяжко страдающим от жары, или владыке, который, как позже выяснилось, кроме трудов путного шествия, взял на себя ещё и подвиг полного воздержания от вкушения пищи…
Вот воспоминание одного из паломников: « Было настолько сложно идти, а мы по маловерию видимо не достаточно усердно молились, и вот в какой-то момент показалось, что сил не осталось совсем, а только упование на Господа. Люди шли молча, практически никто не разговаривал, лишь молитва звучала, как призыв о помощи: «Святителю Христов Николае, моли Бога о нас!». И через пару минут за поворотом показалось место привала. У некоторых на глазах были слезы: «Слава Богу, дошли!».
Привал был устроен на высоком холме, внизу которого протекал родник со студеной водой. Кто направился к роднику, кто просто расположился под раскидистыми ветвями великолепных деревьев отдыхать. Все устали, и после общей молитвы тихо разбрелись на трапезу…
Место привала нельзя обойти вниманием. Этот чудный уголок девственной природы завораживал своей красотой. Вокруг поляны росли величавые сосны, а под ними на устланной игловым ковром земле мирно дремали грибы маслята. Коричневые ровные шапочки выглядывали то тут, то там. Здесь же рядом ютились кусты с яркой спелой сочной ягодой брусникой, а поодаль раскинулись кустарники шиповника и зазывали ярко-красными фонариками спелых плодов.
Спустя час раздался звучный возглас протодиакона «Восстаните!». Привал закончился, и мы снова отправились в путь. Дорога, в основном, пролегала через поля и редкие лесополосы. Само созерцание Крестного шествия – вереницы людей, изгибающейся по полевой дороге, вызывало благоговейный трепет, настолько впечатляюще это выглядело. Паломников было около полутора сотен человек. Пение сибирских, нижегородских, московских певцов сливалось в единый слаженный хор. Женский и мужской хоры пели антифонно, придавая пению особый колорит и еще более торжественное звучание. Даже желающих нести хоругви было так много, что хоругвеносцы часто менялись, тем самым давая друг другу возможность и понести труды, и немного отдохнуть. Одним словом, безучастных не оставалось, каждый стремился внести свою малую лепту в единое общее Богоугодное дело..
Вот запели « Святый Боже…» и владыка благословляет продолжить пение до леса, под сенью деревьев остановиться и прочесть апостол. Последнее «Святый Боже…» запел женский хор большим распевом, как при выносе Креста. Владыка обернулся и так грустно посмотрел…сердце ёкнуло. Уже тогда было видно, что владыка устал, но он старался этого не показывать. Ведь и словами, и видом своим владыка старался ободрить паломников. И каждый раз, обращаясь к пастве, он столько чувства, мольбы вкладывал в каждое слово…и благословлял.
Последний привал
Последний привал был у плотины, расположенной географически примерно в 3-х км. выше устья реки Великая, на реке Грядовица. Место весьма живописное, тихое. Над рекой склонились вековые деревья. В воде кристально чистой можно было разглядеть плавающих рыб. Рядом располагался домик лесника.
Перерыв объявили на 30 минут. Кто-то пошел окунуться в воде, кто-то присел отдохнуть в тени деревьев, кто-то тихо пел стихи…Владыка побродил по мосточку, пообщался с нами и затем спустился к воде. Он словно прощался с нами, говорил такие слова, словно боялся не успеть сказать самого главного.
Все было спокойно, как вдруг, словно гром среди ясного неба, раздались испуганные крики, а затем и призыв на молитву: владыке плохо. Все сразу поднялись и поспешили к месту молебна. Молились истово, с верой и надеждой. Лишь небольшая группа медиков, также принимавших участие в шествии, находилась непосредственно возле владыки и прилагала все усилия для спасения любимого пастыря. Еще несколько человек пытались связаться с «внешним миром» и вызвать скорую помощь или службу спасения.
Тем временем, основная часть паломников, совершив подряд три молебна «за болящего», продолжила путь, в дороге вознося молитвы, и искренне надеясь на то, что Господь сохранит владыке жизнь – как сохранял ее в прежних его болезнях.
…Однако, пути Господни неисповедимы, и воля Его не подвластна нашему уразумению. Придя поздно вечером в Великорецкое, паломники узнали о скоропостижной кончине архипастыря. Весть была настолько ошеломляющей и шокирующей, что люди просто отказывались в это верить. Как потом стало понятно, все старания медиков с самого начала были тщетны.
В 4 часа утра 11-го августа машина с телом преосвященнейшего владыки выехала в Москву.
В Великорецком
В селе Великорецком утром был совершен молебен, после которого о. Михаил Татауров обратился со скорбной, но очень глубокой по смыслу проповедью к молящимся: «…Крестный ход есть ни что иное, как наш путь к смерти. Смерть – это переход в мир иной, мир вечный, неподвластный человеческому разумению. На эти 5 дней мы распинаем себя миру, отказываясь от земных житейских благ. Владыка во время крестного хода преставился, как странствующий инок, как воин Христов на поле брани… Мы не должны оставлять начатое дело, нужно дойти до конца и в последующие года не оставлять данного еще нашими предками обета Господу…»
Эпилог
Смерть ходит совсем рядом, только мы за мирской суетой её стараемся не замечать, мы свыкаемся с ней, думая, что нас она не коснется, во всяком случае, хотя бы сейчас обойдет стороной, потому что нам так много надо всего ещё сделать, столько успеть. А она стремительна, внезапна! Так же и Страшный Суд наступит именно в тот момент, когда мы его не будем ждать, увлеченные погоней за своими мирскими нуждами и делами.
Последний путь Владыки стал для многих из нас самой яркой проповедью, которая ошеломила и потрясла сознание. Проповедь, открывающая смысл нашей жизни, ради чего мы пришли в этот мир и с чем уйдем из этого него. Дорога цена этой проповеди…
Великорецкий крестный ход, взявший свое начало 4 года назад, на этом не останавливается. Теперь он имеет ещё более глубокий смысл. Как бы перейдя на новую ступень духовного возрастания, требующего дальнейшего продолжения.
Интернет-рассылка “Церковные вести”, №6 от 20 сентября 2005г.