Главная » Древлеправославие » Вы зашли в храм

Материалы

Вы зашли в храм

Может быть, случайно. Но понятие случайности свойственно только нашему ограниченному разуму, а с точки зрения Божественного Разума каждое «случайное» событие имеет свой глубинный, хотя и скрытый от нас, смысл.

Вы зашли в Храм Божий – сюда приходят христиане для того, чтобы «едиными усты и единым сердцем» совершить общую молитву, c наибольшей полнотой ощутить себя частью Церкви Христовой, соединившись с ней во время божественной Литургии.

Храм, куда вы зашли, – старообрядческий. Прихожан этого храма называют старообрядцами.

Очевидно, есть некий старый обряд, от которого и произошло это название.

Здесь совершается божественная служба в соответствии с древним церковным преданием, а «старообрядцами» стали называть православных христиан в XVIII веке взамен несправедливого и оскорбительного слова «раскольники».

Чтобы разобраться в том, почему долгие годы православных христиан преследовали за верность древним традициям, необходимо хотя бы кратко вспомнить историю.

Пройдя долгий путь через ужасы гонений и борьбу с ересями, к концу первого тысячелетия Церковь Христова была украшена множеством мучеников и исповедников, преподобных и праведных, очистилась и утвердилась на великих Вселенских и Поместных Соборах, распространилась во многих странах земли.

В X веке свет веры Христовой просиял и на Русской земле. Но вскоре совершилось трагическое событие: в середине XI века западная церковь во главе с римским папой, приняв новые догматы, утратила общность со Святой Соборной и Апостольской Церковью, произошел великий раскол.

Истинная вера сохранялась на востоке, в теснимой отовсюду Византийской империи, а также на севере, в Древнерусском государстве. Окруженная католическим Западом и мусульманским Востоком, великая православная держава в Византии близилась к своему закату. Флорентийская уния с католиками (1439г.) не спасла византийскую государственность, но повредила чистоту веры. Падение Константинополя в 1453 году было воспринято многими как кара за отступничество. В 1461 году последние осколки империи прекратили свое существование.
На долгие столетия бывшие византийцы попали под гнет иноверцев.

В это время на Руси, несмотря на монголо-татарское нашествие, Православие хранилось свято и неизменно. После принятия греками Флорентийской унии Русская Церковь была вынуждена стать независимой от Константинополя (автокефальной). Один из активных сторонников унии – московский Митрополит Исидор (родом из греков) – был низложен и бежал. С тех пор Русская Церковь обрела независимость от нетвердых в вере греков, а Московское государство стало оплотом Православия. Недаром Москву стали называть «Третьим Римом»: ведь первый Рим пал от ересей, а «вторым Римом» – Константинополем – завладели турки.

Но именно в то время, когда Русская Церковь заняла центральное положение в православном мире, Господь послал нам новое испытание. В середине XVII века при поддержке царя Алексея Михайловича патриарх Никон единоличным распоряжением начал вводить в существовавший издревле византийский церковный чин литургические новшества, заимствованные из практики ново-
греческой церкви.

Вот самые заметные изменения (перечень всех их едва ли уместится в книге даже внушительных размеров): В славянский текст Символа Веры был внесен ряд изменений, соответствовавших формальному переводу с греческого в ущерб точности передачи смысла. В частности, восьмой член до правки звучал так: «[верую] в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго, …», а после – «[верую] в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, …». Слово «истиннаго» было исключено, что было расценено как отрицание истинности Бога, или даже хула на Него, учитывая значимость Символа Веры как основы православного учения.

В древнерусском чине крещения произносятся следующие слова: «молимся Тебе, Господи, ниже да снидет с крещающимся дух лукавый». В новой редакции: «ниже да снидет с крещающимся, молимся Тебе, дух лукавый». Кощунственно-несуразный перевод, смущавший умы более двухсот лет, был заменен на древнерусский в синодальном требнике лишь в 1915 году, хотя и поныне порой встречается в новообрядческих храмах.

В самом таинстве, вводящем человека в Православную Церковь, стало повсеместно вводиться поливательное крещение, практиковавшееся у католиков. При православном крещении обязательно полное троекратное погружение в воду. Иные действия, по канонам православия, не могут считаться истинным крещением, так как искажение формы уничтожает сущность действия.

Православные христиане совершают крестное знамение двумя перстами: указательным и средним, исповедуя божественную и человеческую природу Спасителя; новообрядцам же было предписано креститься тремя первыми перстами, а два последних пальца
«иметь праздными».

Вместо того чтобы, как в древности, трижды прославлять Творца возгласом «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже», было решено вопреки постановлению Стоглавого собора (очередной поместный собор Русской Церкви, созванный в 1551 году митрополитом Макарием при содействии царя Иоанна Грозного) «аллилуия» петь трижды и еще в четвертый раз прибавлять хвалу Господу по-русски.

Вопреки духу славянского языка имя Спасителя Исус было велено выговаривать на греко-латинский лад – «Иисус».

В словах молитвы Исусовой «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас, аминь» предписывалось молиться: «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, аминь». Бессмысленная и ненужная замена при повышенной чуткости религиозного сознания
к слову вызывала мысль, что таким образом отрицается исповедание Исуса Христа Сыном Божиим.

Новый стиль в иконописании и церковном пении, пронизанный западноевропейским барокко, вступал в резкое противоречие с древнерусской традицией. Появление икон, писаных на модный западный лад в объемно-портретной манере, замена сдержанных
аскетичных мотивов знаменного церковного пения на партесное, схожее со светской оперной музыкой, разрушали традиционную гармонию богослужения, заменяя духовное – душевным, бесстрастную молитвенную сосредоточенность – эмоциональными, страстными переживаниями.

Земные поклоны, в частности в молитве преподобного Ефрема Сирина, были заменены поясными. Со временем и весь устав о поклонах в реформированной церкви забылся: в отличие от старообрядцев, кланяющихся одновременно и только в положенных
по уставу местах службы, постоянное движение прихожан в новообрядческих храмах говорит о непонимании ими значения произносимых молитв и хода богослужения.

Из числа семи необходимых для совершения литургии просфор две были исключены вопреки древней богослужебной практике.

Несмотря на многовековую традицию ходить во время крестных ходов посолонь («за солнцем – Христом»), реформаторы ввели правило ходить «против солнца».

Поспешно меняя свято хранимую практику церковного служения, справщики не хотели видеть, что именно новогреческая Церковь уклонилась от древнего благочестия, введя новые обряды. Когда на соборе 1666-1667 гг. протопоп Аввакум справедливо сослался на многовековой опыт Святых отцов, в ответ услышал лишь, что «…глупы были русские чудотворцы и грамоте не умели, чего им верить! ».

Возможно, человеку, далекому от Церкви, внесенные изменения покажутся слишком малозначительными и не соответствующими тем бедствиям, которые вследствие этого пришли на Русскую землю. Ведь это, скажет он, всего лишь обряд. Он не касается существа веры. И неужели православие человека зависит от того, как он крестится?

Для наших предков утвердительный ответ на данный вопрос был очевидным. Когда мы изображаем на себе величайший символ страданий и искупительной смерти Спасителя, тогда два перста явственно показывают, Кто страдал на Кресте. Три других перста (большой, безымянный и мизинец) складываются вместе во имя Святой Троицы и как бы заключают между собой указательный и средний. Это краткое и ясное изложение важнейших догматов православной веры: Богочеловек пострадал на Кресте; Он единосущен Святой Троице и неразделим с Ней. А при троеперстии изложение догматов искажается: ведь при таком способе крестное знамение творится перстами, сложенными во имя Святой Троицы, как если бы Она была распята на Кресте, а два перста, обозначающие Богочеловека, пригнуты и как будто совсем ни при чем.

Стремясь оправдать свое самоуправство, Никон и его приспешники в 1654 году созвали собор, на котором постановили продолжать затеянную церковную реформу. Но она изначально была основана на подлоге. В новых книгах сообщалось, что они исправлены по старым славянским и греческим образцам. На самом же деле в основу книжной справы легли новогреческие издания, напечатанные на латинском западе.

На защиту Церкви встали самые достойные и образованные ее чада. Готовились аргументированные возражения реформаторам. Но вскоре на православных начались жестокие гонения. Справщики печатного двора протоиерей Иван Наседка и Сила Григорьев, воспротивившиеся нововведениям, были уволены. Был заключен под стражу протопоп Иоанн Неронов, а через несколько дней – протопоп Аввакум вместе с единомысленными прихожанами. Вскоре были схвачены другие священники, смело вставшие на защиту православия. Вместо них руководить «исправлением» старых богослужебных книг патриарх Никон поручил Арсению Греку, который, прежде чем попасть в Россию, успел побывать монахом в Греции, перейти в ислам, а затем в католичество восточного обряда (униатство).

Тем временем сам Никон из-за властных амбиций попал в немилость к Алексею Михайловичу. Стремясь встать над царской властью, в 1658 году в Успенском соборе он публично обвинил царя в пренебрежении к церкви и патриарху. Рассчитывая на собственную незаменимость, реформатор демонстративно удаляется в Воскресенский монастырь. Однако вопреки расчету, царь ставит вопрос об избрании вместо него нового первоиерарха. В 1666 году Церковный собор лишил Никона патриаршего сана и постановил сослать в монастырь.

Московские соборы 1666-1667 годов подвели итог церковной реформе. На них прибыли представители от греческих поместных церквей. Несмотря на вскрывшийся позднее факт самозванства некоторых делегатов, впоследствии в новообрядческой церкви этим соборам стало придаваться значение, близкое к значению соборов Вселенских.

Итак, если до соборов 1666-1667 годов еще можно было говорить о расколе наметившемся, то после них он стал совершившимся фактом. Приняв решения этих соборов, греческие церкви и значительная часть населения России отошли от древнего благочестия. А несогласным соборяне писали: «Аще же кто… не послушает хотя в едином чесом повелеваемых от нас, или начнет прекословити… мы таких на кажем духовно, аще же и духовное наказание наше начнут презирати, и мы таковым приложим и телесная озлобления».

И озлобления прилагались. Велись даже настоящие военные действия. Более семи лет с 1668 года иноки Соловецкого монастыря, осаждаемые царскими войсками, защищали православие от чуждых им новшеств. После того как из-за предательства пала эта неприступная твердыня, началась свирепая расправа над иноками. Архимандрита Никанора, связав, бросили в одной рубахе в крепостной ров, старца Макария заживо заморозили во льду, старцев Хрисанфа и Феодора четвертовали. Прочих иноков, включая престарелых и больных, жгли, топили, вешали за ребра на крюках. Из пяти сотен защитников в живых осталось лишь 14.

Через неделю после взятия монастыря от тяжелой скоропостижной болезни в муках умер царь Алексей Михайлович, успев, по преданию, понять, что принял наказание за «разорение обители преподобных».

Но кровь продолжала литься на Русской земле. Христиан сжигали, резали им языки, рубили головы и руки (чтобы не могли изобразить древнего крестного знамения). По распоряжению царя были сожжены протопоп Аввакум со своими сподвижниками, обезглавлен протопоп Никита Добрынин, казнены тысячи хранителей древлего благочестия. В 1675 г. были сожжены 14 боровских узников, а в земляной яме из-за запрета подавать узницам пищу и питье от голода скончались святая мученица и исповедница боярыня Феодосия Морозова (в иночестве Феодора) и ее сестра Евдокия, приходившиеся по крови родственницами первой жене царя Алексея Михайловича.

И церковная, и светская власти стремились физически уничтожить твердых в вере православных христиан. Печально известно законодательство царевны Софьи. В 1684 году были изданы знаменитые «двенадцать статей». Согласно этому постановлению, подозревавшихся в причастности к старой вере надлежало пытать, а «тех, кто стоять будет в пытке упорно… буде не покоряться, жечь в срубе и пепел развеять». Приютившие старообрядцев лишались имущества (если по неведению, то просто наказывались батогами).

Особенно преследовалось оставшееся верным православию духовенство. После того как был предан мученической смерти епископ Павел Коломенский, который единственным из архиереев открыто выступил против реформ патриарха Никона, некому
стало рукополагать новых священников, диаконов, чтецов… Но святая Церковь не осталась без божественной благодати. Священники дониконовского рукоположения принимали от ереси священников из числа раскаявшихся последователей Никона, и в Церкви Христовой никогда до конца не оскудевал священнический и иноческий чин.

Повсеместно люди бежали в глухие леса, многие уходили за границы империи, где возникали многолюдные старообрядческие поселения. Те, кто оставался, были вынуждены таиться и жить в постоянном ожидании преследования.

Эти люди, часто с риском для жизни, становились хранителями не только православной веры, но и высокой христианской культуры, доносили до потомков старинное предание и живые традиции древности.

В тайных убежищах и в изгнании появлялись иконописные и книгописные центры, создавались типографии, в которых печатались богослужебные и полемические книги. Сохранялось искусство знаменного пения.

Вопреки навязывавшемуся представлению о старообрядцах как о темных, невежественных людях, только лишь из упрямства державшихся за свои предрассудки, грамотность в старообрядческих поселениях была в несколько раз выше, чем у окружавших их новообрядцев.

Более 50 лет на государственном уровне проводилась политика истребления коренного населения России. Затем было признано более полезным применять экономические меры: старообрядцам позволили жить в селах и городах при условии двойного налогообложения. Однако это не означало отмены физических преследований.

Власти старались не только экономически ослаблять старообрядцев, но и всячески унижать их достоинство, способствовать физической и нравственной деградации.
Населению насильно прививалась алкогольная и табачная зависимость (курение табака – тяжкий грех, и поныне среди староверов увидеть курящего человека практически немыслимо). В 1699 году была введена пошлина на бороду и усы (бритье бороды является нарушением правил, четко указанных в Ветхом Завете и «Кормчей»). В 1722 году вышло распоряжение о ношении старообрядцами особого платья для отличия от прочего населения. При этом еще в 1702 году Петр I гарантировал свободу вероисповедания иностранцам, вызываемым для службы в России. В манифесте говорилось: «Мы… охотно предоставляем каждому христианину пещись о блаженстве души своей». Но к старообрядцам это не относилось.

Святыни, находящиеся у старообрядцев, тоже подвергались гонениям. Если в XVIII веке у старообрядцев обнаруживали мощи святых, то их повелевалось зарывать в землю, чтобы «раскольники не могли вырыть», а Святые Дары – сжигать. До конца XVIII века предписывалось отбирать у старообрядцев старопечатные книги.

В то время как всем народам Российской империи в 1775 году была дарована свобода вступать в брак по их обрядам, все еще действовали распоряжения, по которым старообрядцам запрещалось совершение важнейших таинств – брака и крещения.

Война власти против собственного народа была выгодна только врагам России. Видимо, осознав это, с 1761 года власти разрешили старообрядцам, бежавшим от преследований, вернуться из-за границы, а с 1782 года старообрядцы были освобождены от двойного налогообложения.

И все же, гонимые за веру, они всегда оставались достойными сынами своего отечества: герой войны 1812 года генерал от кавалерии, Донской атаман Матвей Платов, старообрядец, победоносно участвовал во всех войнах конца XVIII — начала XIX века. В те времена повсеместно, а позднее – во многих регионах России, казачество поголовно исповедовало древлеправославие.

После победы над французами Матвей Иванович пожертвовал Рогожскому кладбищу походную полотняную церковь во имя Пресвятыя Троицы дониконовского освящения, которая вместе со старообрядческим священником сопровождали его во время похода против Наполеона. Московские верующие на непродолжительное время получили от властей разрешение по большим праздникам служить в этой церкви литургии. До этого службы со священником на Рогожском служились тайно и потому весьма редко. В 1854 году алтари Рогожских храмов были опечатаны властями при участии Синода. В течение 50 лет доступа для служения в них у верующих не было.

С 1832 года новые гонения обрушились на старообрядческое духовенство. Священников старого поколения становилось все меньше, вновь принятых вылавливали власти. Произошло оскудение иерархии, которое было преодолено только после появления в России старообрядческих епископов.

Поскольку много лет старообрядцы вынуждены были скрываться и не имели достаточного общения между группами, образовалось несколько различных толков, или согласий. Два основных течения старообрядцев – поповцы и безпоповцы.

Безпоповцы считают, что в мире воцарился антихрист, и истинное священство исчезло после смерти последнего из священников, рукоположенного до реформ. Из их богослужения были исключены все элементы, которые полномочен выполнять только священник или дьякон. В организациях безпоповцев сложился институт мирян-наставников, выполняющих функции духовных отцов. Большинство безпоповцев полагают новообрядцев еретиками «первого чина», для приема которых в молитвенное общение требуется повторное крещение.
В отличие от них, поповцы полагают новообрядцев еретиками «второго чина», для приема которых в совместное моление достаточно миропомазания, но при условии, что крещен человек был погружательно. При этом у поповцев, как правило, сохраняется и духовный сан лица, переходящего в старообрядчество.

В 1846 году боснийский Митрополит Амвросий (в 1996г. на всемирном соборе Православной Старообрядческой Церкви в Белой Кринице митрополит Амвросий был причислен к лику святых исповедников за правую веру) по воле Божией присоединился к гонимой Церкви Христовой. Процветшее через него благочестивое епископство и священство утолило духовную жажду народа. Многие епископы и священники были позднее арестованы, но древлеправославная Церковь неуклонно возрождалась.

В 1883 году законодательство по старообрядческому вопросу стало более либеральным, но только после известного указа Николая II об укреплении начал веротерпимости (1905г.) старообрядцы наконец были уравнены в правах с остальным населением России. Возрождение Церкви и открытой приходской жизни было мощным, стремительным, но недолгим.

В течение нескольких лет после дарования религиозных свобод было зарегистрировано несколько тысяч старообрядческих общин, построены сотни храмов. Одной из причин столь быстрого роста являлась высокая деловая активность староверов. Целеустремленность и стойкость в вопросах веры, поголовная грамотность, взаимная поддержка предопределили бурное развитие предпринимательства среди староверов в конце XIX – начале XX века. По оценкам исследователей, значительная часть промышленного производства России начала прошлого века была сосредоточена в руках старообрядцев, а некоторые отрасли, такие как текстильная, оптовая торговля зерном, практически полностью ими контролировались. Знаменитые династии промышленников и купцов Морозовых, Рябушинских, Кузнецовых, Солдатенковых, Бутиковых, Рахмановых, Трегубовых, Пуговкиных, Трындиных, Зиминых, Шибаевых, Бугровых являлись образцом для тысяч средних и мелких предпринимателей-староверов по всей стране. Их глубокая религиозность и набожность, активная меценатская и благотворительная деятельность до сих пор напоминает о себе в виде действующих больниц, фабрик, заводов, церквей, музеев.

После революции 1917 года старообрядцы подверглись (на этот раз вместе со всеми верующими России) гонениям от безбожной власти. И не может быть сомнений в том, что именно реформа XVII века, нанесшая удар по традиционному мировоззрению православного человека, послужила благодатной почвой для чудовищных по своим последствиям революционных событий XX века.

В настоящее время чада старообрядческой Церкви живут во многих странах мира. Одиннадцать епархий Русской Православной старообрядческой Церкви на территории России и бывших союзных республик насчитывают около 250 постоянно действующих приходов. Практически в каждом крупном городе или районе ревнителям благочестия удалось сберечь веру своих предков. Число же мест, в которых продолжают свято хранить древние традиции, но где из-за утраты храмов тяжело поддерживать регулярные богослужения, не поддается подсчету.

Точных данных о количестве православных христиан, относящих себя к последователям старой веры, нет. До революции их было около 15–20 миллионов. В настоящее время некоторые авторы приводят оценочные числа – около двух миллионов, из которых около полутора миллионов приемлют священство. Их духовно окормляют два Митрополита – приемники иерархии, восстановленной св. Митрополитом Амвросием: преосвященнейший Корнилий, Митрополит Московский и всея Руси и Леонтий архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Митрополит. К московской митрополии в основном относятся приходы на территории бывшего СССР, география которых приводится ниже. До революции многие места, где сейчас расположены приходы, практически полностью были старообрядческими.

В Московскую епархию входят приходы Москвы, Московской области, Орехово-Зуевского, Егорьевского, Павлово-Посадского, Наро-Фоминского районов, Рязанской, Калужской областей, в том числе городов Боровска, Вереи, Коломны, Лыткарина, Тулы, Калининграда.

В Нижегородско-Владимирскую епархию входят приходы Владимирской, Ивановской, Нижегородской областей, в том числе городов Арзамаса, Бора, Вязников, Владимира, Иваново, Коврова, Меленок, Нижнего Новгорода, Суздали и известного села Рытово.

В Казанско-Вятскую епархию входят приходы Кировской области, Удмуртии, Республики Марий-Эл, в том числе городов Ижевска, Йошкар-Олы, Набережных Челнов, Казани, Кирова, Омутнинска, Чебоксар.

В Донскую и Кавказскую епархию входят приходы Волгоградской, Ростовской областей, Краснодарского, Ставропольского краев, Республики Адыгеи, в том числе городов Астрахани, Волгограда, Ессентуков, Кисловодска, Краснодара, Ростова-на-Дону.

В Уральскую епархию входят приходы Пермского края, Свердловской области, в том числе городов Верещагино, Екатеринбурга, Миасса, Оренбурга, Очера, Перми.

В Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию входят приходы Приморского края, Амурской, Читинской областей, Респ. Бурятии, Республики Саха, в том числе городов Большой Камень, Владивостока, Иркутска, Магадана, Свободный, Улан-Удэ, Уссурийска, Хабаровска, Читы, Якутска.

В Ярославско-Костромскую епархию входят приходы Архангельской, Вологодской, Костромской, Мурманской, Ярославской областей, Респ. Коми, в том числе женский монастырь в с.Улейма Угличского района.

В Новосибирскую и всея Сибири епархию входят приходы Алтайского Края, Кемеровской, Томской областей, Казахстана, Киргизии, Республики Тува, в том числе городов Алматы, Барнаула, Бийска, Бишкека, Иркутска, Кемерово, Красноярска, Кызыла, Минусинска, Новокузнецка, Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени, Усть-Каменогорска.

В Санкт-Петербургскую и Тверскую епархию входят приходы Брянской, Ленинградской, Псковской, Смоленской, Тверской областей, в том числе городов Великий Новгород, Новозыбкова, Ржева, Санкт-Петербурга, Гомеля (Белоруссия) и стран Балтии.

В Самарскую и Саратовскую епархию входят приходы Саратовской и Пензенской областей, в том числе городов Балаково, Самары, Саратова, Сызрани, Тольятти.

В Кишиневскую и всея Молдавии епархию входят приходы Флорештского, Дондюшанского, Лазовского, Резинского районов, а также городов Бельцы, Бендеры, Кагула, Кишинева, Оргеева, Тирасполя, сел Кунича, Покровка.

В Киевскую и всея Украины епархию входят приходы Винницкой, Донецкой, Киевской, Кировоградской, Луганской, Одесской, Хмельницкой, Черниговской, Черновицкой областей, в том числе городов Балты, Бершадь, Вилково, Винницы, Днепропетровска, Измаила, Каменца-Подольского, Керчи, Киева, Килии, Клинцов, Одессы, Черновцов, Харькова, Хотина, села Белая Криница и п.г.т. Добрянка.

Митрополит Леонтий возглавляет иерархию с центром в г. Браила, Румыния. До 1940 года центр митрополии находился в селе Белая Криница (в прошлом – Австро-Венгрия, ныне – Черновицкая обл. Украины).

В нее входят более сорока приходов в городах Ботошань, Браила, Васлуй, Галац, Констанца, Нямц, Сучава, Тульча, Яссы и их окрестностях, в том числе два монастыря и населенные пункты с такими звучными названиями как Русская Слава, Черкесская Слава.

Примерная численность старообрядческих поселений в Румынии, по официальным данным, составляет тридцать восемь тысяч человек, а по неофициальным – около ста тысяч. Все поселения являются местами компактного проживания выходцев из России, жители по мере сил сохраняют язык, уникальный быт и традиции, не тронутые не только революцией, но и притеснениями XVIII-XIX веков, т.к. перебрались сюда еще при жизни патриарха Никона.

За пределами бывшего Союза и Румынии митрополиты окормляют три прихода в Америке (Гервайс, штат Орегон, Николаевск, штат Аляска, Либби, штат Монтана), три в Австралии (Сидней, штат Новый Южный Уэльс и Мельбурн, штат Виктория), Канаде (Фэарвью, провинция Альберта), Италии (Турин), Болгарии (Татарица, область Силистра), Испании (Аморебьета), Португалии, Австрии и Венгрии.

Весьма многочисленные (некоторые до нескольких тысяч прихожан), старообрядческие общины безпоповцев расположены также во многих других городах и странах.

Слава Богу за все! Сегодня мы можем свободно говорить о православной, то есть правильно славящей Бога вере, которую имеют и до скончания века будут иметь православные христиане, ныне называемые старообрядцами.

Какая разница! Бог един! – говорят не задумывающиеся о вере люди, не подозревая, что выражают тем самым сущность экуменической ереси. Ведь в то, что Бог един, веруют не только православные христиане, но и католики, и протестанты, и иудеи, и мусульмане… Но почему мы не католики и не протестанты? Почему нам не безразлично, как славить Бога и как возносить Ему молитвы? Об этом нам подобает, по словам апостола, быть всегда готовыми «дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр., 3, 15).

В наше время открыты двери многочисленных храмов, существует множество разнообразных религиозных обществ. Как и предсказано Писанием, уже восстают лжехристы и лжепророки и совершаются великие знамения и чудеса, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф., гл. 24 ст. 24).

Ищущий истинную веру непременно должен разобраться в основах православного мировоззрения, ибо Святое писание учит: «Испытывайте, что благоугодно Богу» (Еф., 5, 10) и «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес., 5, 21). «Не всяк глаголяи ми Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяи волю Отца Моего» (Мф., гл. 7 ст. 21).

Господь сказал апостолам: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк.,10,16). Апостол Павел продолжил: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни,
подражайте вере их. Исус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь
» (Евр.,13,7-9).

Этим определяются условия формирования православного мировоззрения, ставится запрет проникновению новых, чуждых православию измышлений; определяются основы христианской преемственности и послушания церковным учителям.

На правом исповедании апостола Петра Господь созидает Церковь – Единую, Святую, Соборную и Апостольскую: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф., 16, 18). Христос – Глава Церкви, единой и единственной. Эта Церковь, вне которой нет спасения, вечно будет пребывать неодоленной от врат адовых. Это спасительный корабль в бурном море бытия.

Учение Христа вечно, истинно и не противоречиво. И Церковь Христова не утверждает сегодня одно, а завтра совершенно противоположное, не измышляет новых догматов, не может хулить истинно проповеданное учение или отменять наложенные на него клятвы «яко не бывшие». Поместный Собор новообрядческой церкви 1971 года признал старые и новые обряды «равночестными и равноспасительными», а многочисленные порицания и проклятия в адрес древнего благочестия (в том числе соборные) «яко не бывшими».

Апостол Павел назвал Церковь телом Христовым. И каждый должен задуматься: принадлежу ли я к телу Христову? Объединен ли я с ним общим исповеданием, связан ли с ним таинствами церковными? Ведь вне церковного единства суетными становятся и личное благочестие, и чудеса, и пророчества…

Среди множества христианских сообществ не так-то легко найти то, которое можно было бы с уверенностью назвать единой Христовой Церковью. История свидетельствует, что ряд древних восточных церквей отделились от православия еще в эпоху Вселенских соборов; католическая церковь отпала от Церкви Христовой, встав на путь измышления новых догматов. Протестанты, отколовшись от католиков, не пошли путем православия, но еще более удалились от него. На христианском Востоке с середины XVII века защитники православия преследовались, а церковное предание искажалось…

Но можно ли считать виновных в искажении церковного предания чуждыми Церкви? Вот что изрекли Святые отцы на Седьмом вселенском соборе (собор был созван в 787 году против иконоборческой ереси, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов): «Итак, мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено Церкви… и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое-либо из находящихся в кафолической Церкви законных преданий… определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы» (деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Казань, 1891. Т.7.Стр.285). «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно». И, наконец: «Кто уничижает какое-либо предание церковное, писаное ли то, или неписаное, тому анафема»! (там же, cтр. 284 и 294).

Но как быть, если искажают церковное предание и, следовательно, уклоняются от православия сами учители церковные? Не лучше ли в этом случае христианам проявлять смирение и послушание таким церковным пастырям? Ведь говорил же апостол
Павел: «Поминайте наставников ваших» и «подражайте вере их». Может быть, идя вместе с заблуждающимися братьями, мы этим проявим к ним любовь? Но тот же апостол поучает, что любовь «не радуется о неправде, а сорадуется истине» (1 Кор., 13, 6). И святитель Иоанн Златоуст, толкуя приведенные выше апостольские слова, повелевает удаляться от наставников, погрешающих по отношению к вере, а значит, и от тех, которые уничижают предание церковное, от тех, на которых лежит анафема Вселенского собора: «А что скажешь, когда (наставник) не хорош, – тогда не нужно повиноваться ему? Не хорош, – в каком смысле говоришь ты? Если по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба» (Беседа 34 на посл. к Евр.).

К сожалению, за сторонниками реформ последовало множество людей, как клириков, так и мирян, и ныне только среди старообрядцев сохраняется непрерывная духовная связь с древним преданием.

Православные христиане, удаляясь от молитвенного общения с инославными, считают их своими заблудшими братьями, и, ненавидя неправду, не переносят эту ненависть на них лично. Веруя во всемогущество Божие, они надеются, что Господь приведет, уцеломудрит и совокупит во едино всех искренне любящих святую Истину, чтобы было едино стадо и един Пастырь.

Православные христиане, ныне называемые старообрядцами, не смущаются тем, что иные конфессии гораздо многочисленнее и обладают значительно большей влиятельностью. Господь сказал: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам
Царство
» (Лк.,12,32). «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»(Мф.,18,2). «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.,28,20). Согласно этим словам Спасителя, несмотря ни на какие гонения, в православных храмах до второго Его пришествия будет совершаться божественная литургия, святые таинства будут просвещать и укреплять верных, а Церковь Христова – украшаться новыми святыми подвижниками.

Правила поведения для нестарообрядцев

Каждый православный христианин должен быть искренне рад, если люди неверующие или инаковерующие приходят в старообрядческий храм с чистыми намерениями. Но нельзя забывать, что храм – не музей и не театр. Это освященное место для соборной молитвы. Поэтому вполне естественно требовать от приходящих благоговейного отношения к святому месту.

Посещение храмов не-старообрядцами возможно при соблюдении ими правил поведения и одежды, принятых в древлеправославии.

Женщины носят юбки ниже колен, одежду с длинным рукавом, на голове – платок. Брюки, шапки, шарфики, макияж в храме не годятся.

Мужчины должны быть в брюках, с длинным рукавом. Обувь у всех должна быть закрытая, причем для женщин – без высоких каблуков.

Некоторые места богослужений, например Божественную Литургию, правила предписывают совершать только среди единоверных христиан, поэтому посетителям будет предложено на время покинуть храм. Также во время некоторых моментов службы запрещается входить и перемещаться по храму, поэтому незнакомым с древлеправославным уставом следует оставаться недалеко от входа и не совершать никаких молитвенных действий.

Лучшее время посещения храма для желающих поприсутствовать на богослужении – канун церковных праздников, в частности субботний вечер. В это время в храме не так многолюдно, не совершается Литургия, а размеренное знаменное пение при полумраке создает торжественную молитвенную атмосферу.

Свечи полагается ставить в самом начале службы или по ее окончании, при этом не следует поворачиваться к иконам спиной.

В храме не следует фотографировать, а также производить аудио- и видеозапись.

Если у Вас имеется серьезный вопрос к священнику, не пытайтесь решить все на ходу: лучше договориться об отдельной встрече.

Наконец, не обижайтесь, но простите, Христа ради, если какие-то замечания показались Вам несправедливыми. Помните, что все мы люди грешные и, к сожалению, порой не каждый из нас достаточно тактичен.

Иллюстрации Наумова Виталия

Информация о старообрядчестве

В настоящее время выпущено большое количество литературы по истории нашей Церкви, из которой каждый может почерпнуть объективную информацию о вере наших предков, реформе патриарха Никона и ее последствиях для русского народа.

Интересующимся мировоззрением старообрядцев, можно порекомендовать ознакомиться с трудами следующих авторов:

  • Ф. Е. Мельников «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви» (Барнаул, издательство БГПУ, 1999 г.)
  • Арсений, епископ Уральский «Оправдание старообрядствующей Христовой Церкви» (Издательство «Н. Китеж», 1999 г.)
  • В.Ф. Козлов «Москва Старообрядческая» М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 2011 г.
  • Иллюстрированная энциклопения «Старообрядчество», второе издание, М.:Тверская община РПСЦ в Москве, 2011 г.
  • Сборник «Поморские ответы»
  • Рукопись «Сын Церковный»
  • Сборник «Пустозерские узники – свидетели Истины» под редакцией епископа Зосимы (Ростов-на-Дону, 2009)
  • Периодические издания: «Вестник Митрополии», журналы «Церковь», «Во время Оно», «Духовные ответы», разнообразные приходские газеты и журналы.

В интернете также появилось много ресурсов о старообрядчестве, среди которых следует отметить следующие:

Старообрядческие группы Вконтакте:

Книги и церковную утварь можно приобрести в лавках в большинстве из приходов нашей Церкви.

В Санкт-Петербурге:

В Москве:

  • Лавка Рогожской общины (у колокольни) и лавка митрополии РПСЦ на Рогожском. Проезд от м. Площадь Ильича, Римская маршруткой 340М, от м. Марксистская любым транспортом до остановки «Улица Старообрядческая»). Тел. (495) 918-13-92.
  • Книжная лавка при храме святителя Николы Чудотворца на площади Белорусского вокзала: ул. Бутырский Вал, д.8/3, рядом с выходом из метро «Белорусская». Тел. (499) 251-06-12.
  • Лавка при Храме Покрова Пресвятыя Богородицы, что на Остоженке: Турчанинов пер., дом 4 – м. «Парк Культуры». Тел. (495) 245-30-29.



По материалам брошюры О.А. Хохлова «Вы зашли в храм..».