Главная » Материалы » Старообрядцы С.-Петербурга и его губернiи

Материалы


Старообрядцы С.-Петербурга и его губернiи

В северной столице России старообрядцы появились одновременно с ея основанием, лет двести тому назад.

Одной из первых местностей новаго города, избранных для поселения, была Охта и в числе первых поселенцев ея находилось много последователей старины, преимущественно из северных губерний.

Благодаря связям с правительством, в 18 веке преимущественно поморцев некоторые из них были лично известны царям и царицам, а в I половине 19 века и поповцев – столичным старообрядцам все время их существования в Петербурге жилось более или менее спокойно. За два века в различных частях города С.-Петербурга, хоть и временно, им удавалось открывать десятки моленных, кладбища, богадельни, больницы. И в наши дни старообрядческий Петербург не потерял своего значения; после Москвы, можно сказать, Петербург единственный город, в котором есть не только представители, но храмы и моленныя всех старообрядческих согласий, при чем некоторыя общины, как Поморская Федосеевская и особенно Громовская имеют всероссийское значение.

Так в Петербурге находятся старообрядцы:

  • прiемлющiе священство Белокриницкой митрополiи при чем среди них есть и называющiе себя неприемлющiми Окружнаго посланiя;
  • беглопоповцы, или как они стали называть себя в последнее время: «прiемлющiе священство, переходящее от великороссiйской церкви»;
  • затем идут не имеющiе священства:
    • поморцы;
    • федосеевцы или, как они часто называют себя старопоморцы;
    • филипповцы;
    • спасовцы.

Старообрядцы Белокриницкой митрополии и их Громовское кладбище

В числе первых по времени обывателей Петербурга несомненно были может быть и в небольшом количестве старообрядцы, приемлющие священство.

До 1800 года молитвенный дом их находился на Волковом поле; с переходом нескольких прихожан в основанное тогда единоверие моленную по распоряжению гражданских властей того времени отдали единоверцам. Оставшиеся верными старообрядчеству устроили тогда моленную в Апраксином переулке в доме купца Ямщикова, но там моленная просуществовала не долго и была переведена в 1804 году в Толмоз(с)ов переулок, а в 1810 году – в Ивановскую улицу в дом Королева, от котораго в 1824 году дом этот перешел во владение общества поповцев; здесь была устроена моленная с иконостасом и царскими дверьми, где служил священник.

При моленной была больница и богодельня для мужчин и женщин. Но не очень долго благоденствовали прихожане Королевскаго храма (прихожан Громовскаго кладбища до сих пор еще некоторые, особенно старообрядцы других согласий, зовут «королевскими»), наступило гонение и пришлось искать приюта и убежища на отдаленной окраине, вправо от Московской заставы.

Во главе столичных поповцев стояли тогда попечители купцы Сергей Григорьевич Громов и Никита Дрябин; по их ходатайству 20 iюля 1835 года (20 iюля 1910 года исполнилось 75 лет со времени этого события). СПБ военный губернатор граф Эссен приказал отвести старообрядцам двенадцать тысяч квадратных саженей (11.854 кв.с.) из городского выгона по Лиговскому каналу за предполагавшимся тогда к открытию новым Обводным каналом, между теперешними Варшавской и Балтийской жел. дорогами.

Царство небесное должны пожелать современники прихожане Громовскаго кладбища, первым его основателям, сумевшим с Божьей помощью создать оплот старообрядцев прiемлющих священство в то время, когда по всей России и даже в том же Петербурге происходили всякiя гонения, стеснения, предпринят был ряд попыток стереть с лица земли все старообрядчество!

По имени главнаго основателя кладбище доселе называется Громовским.

Молитвенный дом на Громовском кладбище

Со времени учреждения Белокриницкой митрополии, в хлопотах о которой не малое участие принимали и петербургские старообрядцы во главе с Громовыми, приход стал числиться в епархiи Московскаго Архiепископа.

Звонница на Громовском кладбище

В 1904 году была образована самостоятельная Петроградско-Тверская епархiя, первым епископом которой был владыка Виталiй, управлявший всего три года и успевший за этот короткий промежуток положить основание нескольким новым приходам в своей епархии; 14 марта 1906 года епископ Виталiй скончался и похоронен на Громовском кладбище.

Епископ Виталий (ск.14 марта 1906 г.)

После его смерти епархiею временно управлял епископ Кирилл Одесскiй и Балтовскiй.

Епископ Кириллъ

Теперь Петроградской и Тверской епарх. также временно управляет епископ Александр Рязанскiй и Егорьевскiй.

Священниками на Громовском кладбище состоят: протоiерей о. Василiй Космачев, о. Прохор Назаров, о. Никита Швецов и о. Анисим Елисеев (временным). Протодiаконом – Харлампiй Марков и дiаконом – Петр Прохоров.

Служба на Громовском кладбище совершается ежедневно.

19 февраля 1907 года приход был преобразован в «Петербургскую старообрядческую общину прихожан храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, что на Громовском кладбище». Совет общины состоит из 12 лиц; председатель совета – П. А. Голубин.

Для сведения приезжих: удобное сообщение с Громовским кладбищем в трамвае №11, идущем от Николаевскаго вокзала до старообрядческой же Чубыкинской богадельни, у Московской заставы, от которой до кладбища не более четверти часа ходьбы. Извозчик берет коп. 25.

По отчету общины к 1 сентября 1909 года состоит вкладовъ %% бумагами на вечныя времена около тридцати тысяч руб., вкладов на хранении – около шестидесяти тысяч рублей.

Чубыкинская богадельня

В ведении Громовской общины значится богадельня имени Петра Ивановича Чубыкина, устроенная на завещенныя им средства, помещающаяся на собственной земле под №100, по Забалканскому проспекту.

Все сооружение богадельни, открытой с 1906 года, с принадлежащими к ней зданиями обошлось в 300 тысяч рублей.

При богадельне имеется церковь во имя святаго Петра митрополита; в ней службы совершаются причтом Громовскаго кладбища.

Управляется богадельня особым комитетом, избираемым из прихожан того-же кладбища; в настоящее время попечителем богадельни является В. Ф. Наумов.

При богадельне отведено небольшое помещение для первоначальнаго училища, содержимаго на средства общины; попечитель училища А. Я. Миронов.

Никольско-Охтенская община

Лет около десяти тому назадъ некоторые прихожане Громовскаго кладбища, живущие но Большой Охте, за отдаленностью разстояния (около 10 верст) до Громовскаго кладбища, стали собираться для общей молитвы на Пороховской улице в доме И. З. Захарова; вскоре помещение оказалось тесным и священник Громовскаго кладбища о. Василий, на земле, пожертвованной Л. С. Гордеевым на той же Пороховской улице № 38, построил за свой счет каменный дом, в большей части котораго устроил храм.

8 февраля 1907 года приход преобразовался в «Больше-Охтенскую общину старообрядцев Белокриницкой иерархии». Большую деятельность в устройстве храма и учреждения общины принимал Т. А. Миловановъ (ск. 27 марта 1908 г.).

Т. А. Милованов (из альбома Ф. Е. Мельникова)

Предпоследним священником Охтенской общины состоял I. Волощук. Прослуживший здесь менее года, Волощук за различныя нарушения канонических правил былъ 22-го марта 1910 года от епископа Кирилла запрещен и вследствие этого вернулся в господствующую церковь (возвратися на своя), откуда был принят в сане диакона (*). Теперь при Охтенском храме священником состоитъ о. Козьма Губанов.

Председателем совета Охтенской общины в настоящее время состоит А. Т. Комаров (Больше-Охтенскiй проспект №108).
*) После своего вступления в господствующую церковь, Волощук открыл торговлю бакалейным товаром, но торговля не пошла. После этого он прибег к покровительству известнаго сектанта братца Иванушки, расчитывая заделаться у них в секте попом. Когда же Волощуку и этого осуществить не пришлось, он вступил в сношении с католиками в надежде по примеру Сусолева быть русско-латинскимъ унiатским священником, но этого ему сделать тоже не удалось. Где теперь Волощукъ? Неизвестно.

Храмъ Воскресения Христова на Воронежской улице

Давняя нужда столичных старообрядцев Белокриницкой митрополии иметь храм в городе с устройством храма Воскресения Христова отчасти удовлетворена; храм устроен на Воронежской улице угол Глазовой, верстах в 2 от Николаевскаго вокзала. Для окружающаго местнаго населения значение храма громадное; строитель его, известный благотворитель Ф. С. Степанов. В новом храме с декабря 1909 года совершается богослужение в праздничные дни поочередно причтом Громовскаго кладбища.

Здесь кстати помянуть, что в Петербурге имеются домовыя моленныя:
у Н. Т. Климова, у М. К. Дмитриевой и у Головиных.

Старообрядческое братство

К числу старообрядческих учреждений С.-Петербурга относится местное братство имени святых верховных апостол Петра и Павла, основанное с очень широкими задачами 10 октября 1899 года. Председателем братства состоит П. А. Голубин.

Старообрядцы в г. Кронштадте

К приходу Громовскаго кладбища причисляются и старообрядцы, живущие в Кронштадте; в доме М. Д. Коноваловой, умершей в 1909 году, на ея личныя средства устроен небольшой, прилично украшенный храм.

Постоянных прихожан в Кронштадте немного; но храм имеет немалое значение для временно приезжающих туда по делам венной службы, особенно чинов флота. Священником при Кронштадтском храме в настоящее время состоит о. Полiект Анисимов Елисеев.

Непрiемлющие окружнаго посланiя

С.-Петербургская Лиговская община старообрядцев Белокриницкой иерархiи, неприемлющих окружнаго послания, зарегистрирована 27 марта 1907 года; священник общины о. Козьма Феоктистович Кузьмин; председатель совета С. С. Балашов.

Эта моленная по своему местоположению из всех старообрядческих является ближайшей к главнейшей улице – Невскому проспекту, она находится вблизи Николаевскаго вокзала, в доме, бывшем А. Д. Дмитриева, по Лиговской улице №46; местом погребения прихожан моленной служит тоже вышеназванное Громовское кладбище, из части прихожан котораго и образовался Лиговский старообрядческий приход после издания Окружнаго Посланiя 24 февраля 1862 года.

Приход живет особняком, как-то замкнуто, в своем тесном кругу и может быть по независимым и совершенно случайным обстоятельствам сколько-нибудь заметнаго участия в общем старообрядческом движении не принимает. Впрочем необходимо отметить, что в самое последнее время некоторые члены Лиговской общины приняли участие в попытке устроить «Всероссийское просветительно-благотворительное общество старообрядцев всех согласий», в регистрации котораго пока, к сожалению, гражданская власть отказала. Благодарение Богу, как известно, раздор из-за Окружнаго Посланiя уменьшается, большинство приходов, отделившихся после 1862 года, примирилось, но возсоединению их много способствовал и способствует епископ Кирилл, 5 июня 1905 года, торжественно примирившийся на Рогожском кладбище; за ним последовало примирение в разных краях России, но Лиговский приход почему-то не хочет пойти по следам умудреннаго опытом святителя – и все еще продолжает чуждаться примирения.

Старообрядцы, приемлющие священство от великороссiйской церкви переходящее

Маленькая, но довольно хорошо устроенная моленная беглопоповцев помещается в доме бывшем братьев Нилаевых на Мало-Царскосельском проспекте, угол Матятина переулка. В приходе насчитывается всего несколько десятков семей; с 10 января 1909 года зарегистрирована община под наименованием «С.-Петербургская Никольская старообрядческая община, приемлющая священство, переходящее от великороссийской церкви»; председатель совета – Гр. Н. Нилаев, уставщик – П. Е. Пудаков. Крупнейшим благотворителем общины является известный деятель
Н. А. Бугров. Кто будет после смерти Бугрова поддерживать беглопоповство, вопрос времени.

Поморцы

Старообрядцы Поморскаго согласия (т.е. приемлющие браки) в продолжении 18 века, особенно первой его половины, имели среди столичных старообрядцев первенствующее значение, что объясняется исключительно тем, что на протяжении всего 18 столетия знаменитая поморская Выговская пустынь в Олонецкой губернии деятельно поддерживала сношения с властью до царскаго престола включительно, особенно сказать это надо про время братьев Андрея и Семена Денисовых.

С 1768 года моленная находилась на Моховой при доме бывшем Долгова; в 1852 году она была закрыта; в 1886 году была устроена молена на Лиговке, около Кузнечнаго переулка, а 22 декабря 1908 года открыт храм на Тверской. Единственная в Петербурге с внешней стороны церковь является достоянием поморцев; богатейшая, в древнем вкусе, она построена главным образом на пожертвования умершей весной 1910 года В. И. Кокоревой на ея же земле на Тверской улице, недалеко от здания Государственной Думы.

С 8 февраля 1907 года общество поморцев преобразовалось в Петербургскую христианскую общину старообрядцев Поморскаго согласия, приемлющую брак.

Наставником при общине состоит С. Волков.
Председатель совета – П. Н. Кончаев.
При храме устроено небольшое общежитие.
Кладбище поморцев издавна помещается на Малой Охте.

Федосеевцы (старопоморцы)

После Москвы – с ея Преображенским кладбищем, одной из самых крупнейших общин Федосеевскаго согласия, является Петербургская, зарегистрированная в Феврале 1907 года; председатель совета А. В. Мыльников, Тамбовская улица №76.

Богатая моленная общины находится на Волковом кладбище, что за Обводным каналом, если идти от Николаевскаго вокзала по Лиговке; находящаяся там же богадельня состоит в ведении правительства, хотя в комитете, заведующем ею, есть члены и старообрядцы.

К числу учреждений Федосеевскаго согласия принадлежит и богадельня имени Михайлова, что на Малой Охте; попечителем ея состоит Г. Т. Волков.

Филипповцы

Есть в Петербурге последователи и третьяго безпоповскаго согласия из числа окончательно определившихся уже в первой половине 18 века, т.е. Филипповцы. Лет сто тому назад моленная филипповскаго согласия была в Галерной улице, в доме Жербина, основанная Вьючиным.

В настоящее время приход Филипповцев незначительный. Маленькая домовая моленная помещается по Коломенской улице №10, недалеко от Николаевскаго вокзала. Главнейшими распорядителями моленной является семья купцов Киржаковых, в доме которых находится моленная; прихожане ея до сих пор являются просто богомольцами.

Спасовцы

Самым незначительным по числу последователей согласием в Петербурге является – Спасовцев; оно поддерживается здесь главным образом семьей Смирновых (из Ярославской губернии); в их доме на Васильевском острове, во 2 линии №29 имеется небольшая домовая моленная.

Старообрядческое население местами и довольно густое встречается и вне столицы в пределах всей Петербургской губернии, успевшее кстати отметить уже воспользоваться правилами 17 октября об общинах.

Все эти общины принадлежат к безпоповцам Поморскаго и Федосеевскаго согласий.

По времени зарегистрирования старообрядческие общины Петербургской губернии идут в таком порядке: в 1907 году зарегистрированы общины:
1) лавинская поморскаго согласия (30 января);
2) морозовская поморскаго согласия во им святаго великомученика Георгия Победоносца (30 января);
3) борская во имя святых безсребренников Козьмы и Дамиана (8 марта);
4) вельцская поморскаго согласия во имя святителя Николы Чудотворца (19 марта);
5) наволоцкая в память всемирнаго Воздвижения Креста Господня (11 апреля);
6) порогская во имя Покрова Пресвятыя Богородицы (7 мая);
7) безовская крестовоздвиженская поморскаго согласия (19 декабря).
В 1908 году зарегистрированы:
8) моршагинская поморскаго согласия во им святаго пророка Илии (13 июня)
9) и саблинская (15 октября).
Последняя по времени зарегистрирования саблинская община находится в Царскосельском уезде, Тосненской волости, в деревне Саблино, близ станции Саблино Николаевской железной дороги.
Старообрядцы саблинской общины принадлежат к числу старопоморцев (Федосеевцев); наставником у них состоит Порфирий, а председателем совета общины Т. Д. Никифоров.

Помимо перечисленных имеется еще несколько старообрядческих моленных и в других местностях Петербургской губернии; все оне принадлежат также, как и только что перечисленные, к старообрядцам поморскаго и старопоморскаго согласий.

Так, в Царскосельском уезде, особенности вблизи Варшавской железной дороги около станции Сиверской и других проживает по деревням много безпоповцев Федосеевскаго согласия; немало встречается безпоповцев и в Новоладожском уезде. Таким образом старообрядцы имеются в пределах СПБ губернии преимущественно в уездах: Новоладожском, Лужском и Царскосельском, в остальных же уездах Гдовском, Петербургском и Шлиссельбургском число их незначительно, а в Ямбургском – старообрядцы разбросаны только отдельными семьями.

Послесловие

Статья опубликована в журнале «Старообрядческiй Месяцеслов-календарь, с 1-го Сент. 1911-го по 1-е Сент. 1912 гражданс. года».
Старообрядческая Типографiя церковно Cлавянских книг под фирмою А.В. Симаков в Уральске.
Автор статьи (сс.67-70) не указан.

Текст подготовлен В. Н. Анисимовой. Написание и орфография оригинала.

Исправлена ошибка в годе смерти епископа Виталия (неверно указан 1907 год).
Добавлена фотография Трофима Александровича Милованова (из альбома Ф. Е. Мельникова, ОР РГБ, Ф.164, карт. 33, №22).
На обороте: Федору Ефимовичу Мельникову на добрую память от друга и собрата, 8 мая 1902 г.