Главная » Знаменное пение » СТРЕЛЬНИКОВСКАЯ ШКОЛА ПЕНИЯ

Материалы


СТРЕЛЬНИКОВСКАЯ ШКОЛА ПЕНИЯ

Стрельниковская школа пения

***
Можно долго рассуждать о роли личности в истории: само ли время порождает тех, кто необходим в данный момент, или это личность своим появлением поворачивает историческую реку в иное русло. Так или иначе, но в любом историко-культурном явлении есть имя человека, деятельность которого определила целую эпоху и задала направление его деятельности на десятилетия вперед. Таким значимым явлением для сохранения и развития традиций знаменного пения в старообрядчестве стала Стрельниковская школа пения, организованная в 1908г в с. Стрельниково Костромской губернии ее молодым настоятелем – о. Григорием Лакомкиным. Для Санкт-Петербурга это имя имеет особое значение, потому что впоследствии, а именно в 1912 г. о. Григорий принял иночество с именем Геронтий и был рукоположен епископом на кафедру Петроградско-Тверской епархии. Его деятельность на посту епархиального архиерея была также наполнена созидательной энергией и, безусловно, заслуживает отдельных страниц.
Хроники жизни Стрельниковского прихода начиная с 1906г – времени поставления о. Григория – пестрят событиями, значение которых трудно переоценить: завершение строительства храма, постройка большой моленной, получение в 1908 г. разрешения у властей на открытие училища для детей старообрядцев и в том же году – открытие этого училища.

Учителями пения в школе в разное время были В.И. Егин и В.И. Зыков, которые в 1907 г. были специально для изучения пения направлены в Москву, в Рогожскую общину; братья Федор и Феодосий Гусевы – начали обучать пению в весьма юном возрасте, 17 и 16 лет, учительница В.Г. Антонова, одна из первых и лучших выпускниц этой же школы. Позже Валентина Григорьевна на протяжении многих лет руководила пением на левом клиросе Стрельниковского храма и проводила спевки для обоих клиросов.
В школе знаменное пение изучалось наряду с общеобразовательными дисциплинами. В певческий класс принимали только музыкально одаренных детей, как мальчиков, так и девочек. В разные годы деятельности школы церковному пению обучались от 18 до 45 человек. Вскоре после открытия школы хор учащихся стали приглашать на престольные праздники в разные приходы для украшения службы. Выпускники школы были востребованы на приходах в качестве руководителей клиросов и учителей пения.
Стрельниковская школа пения просуществовала до 1920 г. Однако ее деятельность оставила огромный отпечаток в певческих традициях Костромской земли. Несмотря на то, что в живых нет уже ни одного из выпускников этой школы, память о ней живет в голосах пожилых прихожан, манера пения которых заметно отличается от пения в других регионах.
В годы советских репрессий в храме с. Стрельниково не прекращались богослужения, и основная часть жителей не отреклась от веры. Именно в 1930-1940-е годы в Стрельникове процветала культура церковного пения, регулярно проводились спевки, хотя об организованном обучении детей пению и чтению в то время речи быть не могло. В 1950-1960-е годы репрессии после церкви ужесточились. В этих условиях стало невозможным проводить спевки. Тем не менее, вопреки запретам власти, молодежь, которая хотела учиться пению по крюкам, занималась под руководством матушки Валерии (с таким именем приняла иноческий постриг учительница В.Г. Антонова) тайно. Другие, желающие петь в хоре, запоминали общинные напевы со слуха.
Но в 1970-е годы певческая культура в Стрельникове начала приходить в упадок: опытные, хорошо обученные певцы уходили из жизни, и им не находилось достойной замены. По свидетельству Ивана Алексеевича Сергеева, «настоящие традиции старообрядческого церковного пения существовали в 1950-е, 1960-е годы. Нынешние люди и певцы этого уже не застали…».
Культурное наследие Стрельникова привлекло внимание исследователей древнерусской певческой культуры. Первые экспедиционные записи были сделаны в 1971 году, а в октябре 1984 года группа певцов хора под руководством и.А. Сергеева была приглашена в Москву Фольклорной комиссией Союза композиторов РСФСР. Состоялся ряд встреч с музыковедами, медиевистами, историками, а также произведена запись пения Стрельниковского хора на Всесоюзной фирме «Мелодия». Сам факт приезда церковного хора в Москву для выступления перед кругом ученых являлся делом неслыханным для советского государства. Пребывание Стрельниковского хора в Москве нашло отражение в столичной прессе.
Сохранившиеся аудиозаписи Стрельниковского хора 1980-х гг. являются ценнейшим источником информации, и со временем приобретают все большую значимость. Исполнение песнопений знаменного распева в устах стрельниковских певцов проникнуто величайшим чувством внутреннего благоговения, благородства, глубокой сознательности. Певцы не просто поют – они ведут беседу на богослужебном языке. «Надо так петь, чтобы молящимся казалось, что это не пение, а разговор души с Богом!» – говорил певцам руководитель правого клироса, выпускник певческой школы И.А. Сергеев.
Сохранились духовные наставления певцам учительниц – матушки Валерии и А.Н. Задворновой, которые ясно показывают, что изучение пения проводилось в неразрывной связи с христианским пониманием задач церковного пения. Высокое певческое мастерство, фундаментальные знания ставились, в первую очередь, на духовную основу. Благодаря всему этому певцы были ограждены от многих недостатков, подчас свойственных старообрядческим певцам: нет ни излишнего ускорения, ни излишнего замедления темпа, ни чересчур смелых экспериментов с тональностью, ни неуместного форсирования голоса на высоких нотах.
Стрельниковские певцы всегда славились в кругу старообрядцев. Однако наиболее полная информация о знаменитой певческой школе стала доступной благодаря замечательной книге Н.Г. Денисова «Стрельниковский хор Костромской земли», которая была издана в 2005 г. Автором собран богатейший материал: приведены публикации из журнала «Церковь» за 1909-1913 гг., интервью с выпускниками школы и руководителями хора. В этих материалах содержится рассказ о самой школе, о ее педагогах и певцах, о методике преподавания. Записи бесед приводятся дословно, что дает ощущение непосредственного соприкосновения с живой традицией.
В разделе, посвященном Стрельниковской школе пения, мы публикуем выдержки из книги Н.Г. Денисова: публикации из прессы различных времен и воспоминания певцов, бывших учениками этой школы, а также их духовные завещания.

***

Документальная хроника событий из жизни общины и деятельности певческой школы

Красноречивее всего о Стрельниковской школе пения и о Стрельниковском хоре говорят выдержки из публикаций разного времени. Выпуски журнала «Церковь» наглядно представляют события начала XX века в приходе с. Стрельниково глазами очевидцев. Последняя публикация, приводимая нами здесь, относится к событиям 1984 г., когда уже пожилые певцы хора (самые старшие из них были выпускниками певческой школы) прибыли в Москву для выступления перед кругом ученых-музыковедов.

Выдержки из печатных изданий

Стрельниковский старообрядческий храм был построен в 1885г. при очень тяжелых условиях. Приходилось прятать от царских властей стройматериалы, работать тайно по ночам и т. д. Наконец, трудами прихожан удалось построить большую молельню, которую только в 1906 г., уже при отце Григории Лакомкине, при его энергичной деятельности, перестроили в настоящую церковь.
Старообрядческий церковный календарь. М., 1948. С. 74-75.

16 ноября 1908 г. здесь состоялось торжественное открытие земского училища для детей старообрядцев. Местным священником отцом Григорием Лакомкиным был отслужен молебен с водоосвящением, за которым пел хор мальчиков и девочек под управлением учителя В. Егина. За молебном присутствовали: директор д.с.с. (действительный статский советник. — Н. Д.) И. П. Виноградов, инспектор народных училищ с.с. (статский советник. — Н. Д.) Е. Г Орлов и масса богомольцев.
Училище пока помещается в доме председателя общины В. М. Трофимова. Всего учеников принято в первое отделение 22 и во второе 18. Пению обучается 18 человек.
При школе состоят: законоучитель — священник отец Григорий Лакомкин, учительница — М. Г Асташева и учителя пения — В. И. Егин и В. И. Зыков. По окончании торжества Государю Императору была отправлена телеграмма от местной старообрядческой общины с выражением верноподданнических чувств.
С. СТРЕЛЬНИКОВО Костромского уезда (от нашего корреспондента).
Церковь: Журн. 1909. № 3. С. 109.

При Стрельниковской старообрядческой общине 16 ноября прошлого года было открыто старообрядческое училище для детей обоего пола, и так как училище помещалось в частном доме, то число учащихся не могло быть, за недостатком места, свыше 40 человек. Во вновь открытой школе стали обучать и крюковому старообрядческому пению.
Учащиеся в школе дети каждый праздник посещают храм и отличаются хорошим поведением не только в школе, но и вне ее.
Вновь обученный хор, при большом стечении молящихся на Рождество Христово, пропел очень удачно: «Отче наш», «Херувимскую» и др. песнопения. В настоящее время юные певцы еще более совершенствуются, и явилась мысль образовать женский хор.
Совет старообрядческой общины оправдал надежды его избравших и оказался очень деятельным. В настоящее время приступлено уже к устройству нового училища на 100—120 человек.
Много пользы и добра приносит местной школе учительница г-жа Асташева, благодаря своему серьезному отношению к делу и энергии.
1909. № 12. С. 420.

Вскоре после Высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. местные старообрядцы решили открыть для своих детей начальное училище. Это заветная мечта местной общины осуществилась только в прошлом году, но в частном очень неудобном помещении. Теперь уже община совместно с земством приступила к перестройке собственного здания под училище, и к текущему 1909/10 году здание отстроили.
4-го октября было назначено торжественное открытие училища. На открытие училища из Нижнего Новгорода прибыл местный епископ Иннокентий, по инициативе которого в его епархии уже открыто несколько училищ.
На открытие училища пришло очень много старообрядцев — день был воскресный— из соседних сел.
Пред началом освящения здания под училище еп. Иннокентий, в сослужении шести священников и двух диаконов, совершил божественную Литургию, за которой возвел в сан протоиерея священника села Золотилова отца Георгия Лакомкина, избранного на прошлом соборе во епископа Донской области.
По окончании Литургии, по благословению преосвященного Иннокентия, прихожане поднесли своему священнику отцу Григорию крест, а попечителям церкви М. И. Морозову и Т. В. Михайлову — по иконе Спасителя за их труды по устройству храма и училища, причем были поднесены и сказаны соответствующие речи.
После всех прочувственное слово произнес епископ, и затем, начав молебен, крестный ход из храма направился в новоустроенное училище, где совершили водосвятие и освятили здание…
Надо заметить, что Стрельниковский приход — один из самых благоустроенных приходов Нижегородской епархии. За короткое время здесь построен (почти заново) храм с великолепной внутренней отделкой, составлен приличный хор певчих, учреждено братство трезвости для борьбы с пьянством, основана библиотека и устроено на 150 человек училище, стоящее более 5 тысяч рублей (здесь лесная местность), из которых земство дало две тысячи рублей, остальные пожертвованы частными лицами местного прихода.
Так светит маленькая ячейка — община!
1909. № 43. с. 1231.

15 января 1910 г. произошел пожар в храме. Сгорела крыша и верхние ряды алтаря. Много попортили икон и утвари. Общество трудилось с отцом Григорием Лакомкиным с 1906 г. В 1909 г. окончили внутреннюю отделку. Причина пожара неизвестна.
1910. № 5. С. 149.